Александр Николаевич, в марте РСПП должен представить доклад о состоянии делового климата. Наверняка работа уже идет. Можете раскрыть какие-то подробности?
Александр Шохин: Конечно, окончательные итоги не подведены, но уже сейчас можно сделать предварительные выводы.
Почти половина компаний полагают, что за 2016 год деловой климат ухудшился. Четыре из десяти (40 процентов) указали, что налоговая нагрузка на их бизнес выросла, и только 5,8 процента почувствовали некоторое снижение налогового бремени. Так что, несмотря на позитивные изменения в деловом климате, есть над чем работать.
До 2018 года налоги "как бы" не трогают. А что потом? Какие у вас прогнозы?
Александр Шохин: Вы правы, когда делаете оговорку "как бы". Практика показывает, что "ползучий" рост нагрузки продолжается, несмотря на мораторий.
А с этого года изменился порядок учета убытков, увеличились пени, корректируются подходы к налогообложению в нефтегазовой сфере. И это только часть решений в налоговой сфере. Результат - бизнес чувствует рост нагрузки.
Но в прошлом году удалось добиться важной уступки бизнесу - в Основные направления налоговой политики на следующую трехлетку был включен расчет фискальной нагрузки на основании методологии, подготовленной РСПП. Следующий шаг, который предстоит сделать, - обеспечить неувеличение уровня фискальной нагрузки исходя из этой методики.
Каким образом?
Александр Шохин: Отдельным направлением работы являются неналоговые или обязательные публичные платежи. При активном участии РСПП и других деловых объединений принят план мероприятий по систематизации неналоговых платежей и формированию единого перечня неналоговых платежей, закреплению в законодательстве единых правил установления, исчисления и взимания таких платежей, а также повышению эффективности их администрирования. Его ключевые элементы - законодательное урегулирование порядка установления, исчисления и взимания неналоговых платежей, формирование их реестра и мораторий на введение новых платежей.
Аналитики американских банков JP Morgan Chase и Morgan Stanley посоветовали своим клиентам в этом году делать ставки на укрепление рубля. А в минэкономразвития уверены в росте доллара. А какой ваш прогноз?
Александр Шохин: В условиях существующей неопределенности и волатильности валютных рынков строить прогноз мне кажется весьма неблагодарным занятием. Слишком много факторов, влияющих на колебание курсов, слишком много "шумов", которые не дают четко увидеть тренды.
Мне остается только надеяться, что 2017 год окажется благоприятным для российского рубля, чем предыдущий, и он не будет чрезмерно укрепляться. Стабильность курса - в любом случае отвечает интересам российского бизнеса и граждан.
А иностранным инвесторам насколько интересны российские финансовые активы?
Александр Шохин: Сейчас они малопривлекательны из-за неуверенности и непредсказуемости дальнейшего развития событий.
Какой, по вашим ожиданиям, будет политика ЦБ РФ в 2017 году? Продолжит регулятор чистку банковского сектора?
Александр Шохин: Продолжит, так как механизм расчистки банковского сектора запущен, усилился надзор, выросли требования, внедряется МФСО, поэтому количество банков будет уменьшаться.
Темпы могут снизиться, но с рынка будут уходить кредитные организации, нарушающие законодательство или потерявшие ликвидность из-за взятия на себя неуправляемых рисков.
В 2017 году, по всей видимости, будет принят закон о пропорциональном регулировании в банковской сфере. Таким образом будет создана так называемая трехуровневая банковская система: ЦБ, банки с универсальной лицензией (системообразующие) и банки с базовой лицензией (региональные банки).
Концептуально поддерживая регулятора, РСПП направил председателю Банка России свои предложения и замечания. Этот закон в случае его принятия также может повлиять на количество кредитных организаций на рынке. РСПП рекомендовал ЦБ в законопроекте учесть важное обстоятельство: резкое ограничение банковских операций для небольших банков в современных условиях может повлечь за собой недоверие к такой категории банков и, соответственно, массовый отток клиентов из них.
Последствия - нарушение стабильности банковской системы. Ставка должна делаться не на ограничение субъектного состава заемщиков, а на объемы кредитования в зависимости от финансовых показателей банков.
Аналитики прогнозируют снижений ключевой ставки ЦБ до 8,5 в 2017 году. Каков ваш прогноз по ставке и по инфляции?
Александр Шохин: Если ситуация не изменится по инфляции, то в феврале можно ожидать снижения ключевой ставки. До конца 2017 года, соглашусь с прогнозом ЦБ, инфляция может составить 4 процента годовых. При такой инфляции мой прогноз: ключевая ставка в 8, а может быть в 7,5 процента вполне вероятна.
Будет ли отложена приватизация ВТБ до снятия санкций? Если санкции не снимут, каковы шансы, что она пройдет в 2017 году?
Александр Шохин: Задача по реализации ВТБ представляется на порядок сложнее, чем в случае с "Роснефтью", из-за введенного режима санкций.
ВТБ - инвестиционно-банковская группа. И действующие ограничения в части доступа на рынки капитала являются существенным риск-фактором для потенциальных покупателей акций, особенно иностранных. Кроме того, наличие санкций затрудняет проведение справедливой оценки бизнеса компании для целей определения стоимости ее акций, предлагаемых в рамках приватизации.
Если же говорить о скорости приватизационных процессов в целом, то в текущих условиях они не могут быть быстрыми. Как показывает пример с "Роснефтью", залогом успешности сделки является ее тщательная подготовка. Поскольку перед Россией не стоит задача "продавать любой ценой", то любой продаже неизбежно будет предшествовать множество этапов: взаимодействие с инвестконсультантом, проведение оценки, далее в зависимости от выбранного способа приватизации - переговоры с потенциальными инвесторами, структурирование сделки, получение необходимых разрешений (ФАС, правительственная комиссия по иностранным инвестициям), проведение размещения на бирже.
Что же касается темпов приватизации небольших государственных компаний, которых подавляющее большинство, то здесь есть возможность ускорить проводимую работу.
Минэкономразвития предлагает снять ограничение на покупку иностранцами акций малых и средних российских компаний (не более 49 процентов)? Улучшит ли инициатива инвестиционный и бизнес-климат?
Александр Шохин: РСПП поддерживает предложение министерства. Это поможет малым и средним компаниям стать более привлекательными для иностранных инвесторов и при этом сохранить все соответствующие статусу субъекта МСП преференции по доступу к господдержке, кредитованию, участию в госзакупках и прочее.
Как показал совместный опрос РСПП-FleishmanHillard Vanguard, о сложностях с доступом к кредитным ресурсам заявили 36,5 процента опрошенных российских компаний и 35 процентов компаний с иностранным капиталом, работающих в России. Конечно, наличие иностранного участника не гарантирует компании доступа к капиталу, особенно в условиях низких темпов роста мировой экономики. Но для промышленных субъектов МСП с иностранным участием важен доступ к широкому перечню механизмов и инструментов поддержки, включая поддержку экспорта, возможность работы в научных, промышленных и индустриальных парках, использование услуг центров коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, а не только финансовые услуги.
Таким образом, повышение предельной доли участия для иностранных юридических лиц способствует росту уровня локализации производства в России иностранными компаниями. И снижает риски санкционных ограничений для передовых технологий, расширяет возможности для встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости российских малых и средних компаний, работающих с субъектами МСП с иностранным участием на одних площадках (например, в индустриальных парках).
Вместе с тем, чтобы избежать рисков поглощения малых и средних предприятий крупными иностранными компаниями, необходимо, чтобы иностранные компании тоже имели статус субъекта МСП. Учитывая, что сведения об иностранных юридических лицах отсутствуют в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, можно было бы для подтверждения их соответствия критериям, предусмотренным в Федеральном законе "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", использовать заверенные копии отчетности, сдаваемой в органы власти в государствах, где зарегистрированы эти юридические лица, и содержащей необходимую информацию по доходу и среднесписочной численности работников.
Сегодня много говорят про самозанятых. Что лучше - выдавать им патенты, просто ввести их в стан индивидуальных предпринимателей или есть еще какая-то альтернатива?
Александр Шохин: Тема регулирования правовых отношений самозанятых с государством сейчас одна из самых обсуждаемых, в том числе на уровне руководства страны. Результат - тем, кто решится выходить из тени, предложены налоговые каникулы на двухлетний период, хотя для чрезмерно ограниченного списка видов деятельности.
Конечно, существование в "серой зоне" несет риски для самих граждан, включая возможность уголовного преследования. Сейчас обществу нужны простые и прозрачные правила игры, которые облегчат самозанятым гражданам регистрацию бизнеса и дальнейшую работу в открытую. Но как будет строиться взаимодействие с органами власти после истечения двухлетнего срока? Людям необходима ясность и определенность не только на такой короткий срок.
На мой взгляд, патенты выглядят более простым и удобным инструментом для тех, кто захочет "узаконить" свои отношения с государством и выйти из тени и к тому же за счет этого можно было бы прекратить разговоры о "налоге на тунеядство".
Чем хорошим запомнится ушедший год?
Александр Шохин: В сфере госрегулирования он выдался достаточно насыщенным. На период до 2018 года включительно введен временный мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса. Также был принят закон об увеличении размера крупного и особо крупного ущерба по преступлениям экономической направленности.
Одним из самых значимых событий стало внедрение нового подхода в системе госуправления. Решением Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам одобрен перечень основных направлений стратегического развития России до 2018 года и на период до 2025 года. Бизнес-сообщество вовлечено в работу по стратегическим направлениям через общественно-деловые советы.
Введена новая процедура - оценка фактического воздействия (ОФВ). Теперь бизнес будет анализировать не только проекты нормативных правовых актов на предмет введения необоснованных обязанностей, запретов и ограничений, но и действующие акты. В проекте плана ОФВ на 2017 год многие предложения РСПП были учтены. Однако об эффективности новой процедуры мы сможем судить не раньше 2017 года. Еще одно знаковое событие - вступление в силу Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ". Надеемся, что новый закон позволит развиваться крупным арбитражным центрам, а все центры-однодневки и суды с сомнительной репутацией прекратят свою деятельность.
Вы предлагали вернуться к обсуждению вопроса об инвестиционной льготе. Какой итог?
Александр Шохин: Сейчас мы такой вопрос не ставим, пока нет оценки, как реально работают налоговые льготы для региональных инвестпроектов. По закону N 144-ФЗ регионам предоставлено право устанавливать пониженные ставки налога на прибыль как для гринфилдов, так и для действующих организаций, осуществляющих капитальные вложения в производство - вплоть до 10 процентов в части, которая поступает в региональный бюджет. Если регион предоставляет такую льготу, ставка налога, поступающего в федеральный бюджет, для таких налогоплательщиков составляет 0 процентов.
Оценить эффективность этой льготы мы планируем во второй половине 2017 года, поскольку пониженные налоговые ставки применяются с 1 января 2017 года. Однако, как показывает промежуточный мониторинг, существуют риски того, что регионы не воспользуются предоставленными возможностями.
Пока не все регионы приняли поправки в региональные нормативные акты, направленные на имплементацию закона N 144-ФЗ. При этом ряд регионов, в которых необходимые нормативные правовые акты все-таки приняты, установили льготную налоговую ставку на уровне, который и ранее позволял устанавливать для поддержки инвесторов Налоговый кодекс - 13,5 вместо 10 процентов. То есть реального снижения налоговой нагрузки на инвесторов практически не произошло.
Нередко принятие решения на федеральном уровне не подкрепляется подготовкой необходимых актов регионами. Как можно сделать региональные власти более ответственными?
Александр Шохин: Заставлять регионы вряд ли разумно, поскольку сейчас объективно у всех разная бюджетная и социально-экономическая ситуация. Выход - предоставление информации о лучших практиках, применяемых успешными регионами.
Дополнительная сложность возникает в связи с переносом на региональный уровень принятия решений по ряду вопросов. Во-первых, это установление моратория на увеличение кадастровой стоимости, во-вторых, принятие решения о нулевой ставке налога на имущество для нового оборудования - сейчас это универсальная льгота, установленная на федеральном уровне.
За принятыми решениями по этим вопросам бизнес будет следить пристально и учитывать при выборе места реализации инвестпроектов.