На призыв поддержать проект на краудфандинговом сайте откликнулись не только россияне, но и жители Великобритании, США, Латвии, Израиля, Объединенных Арабских Эмиратов, Швейцарии и Польши. Свой успех автор объясняет интересной идеей, которая была заложена в основу киноленты - открыть для себя мир и отправиться на поиски приключений никогда не поздно, даже если тебе за сорок. Поэтому история трех друзей, которые, не являясь профессиональными альпинистами, вместе решились подняться на Казбек со стороны Грузии, а затем перейти из северного Приэльбрусья в южное, оказалась близка многим народным инвесторам.
- О том, что есть краудфандинг, мне рассказал один из моих товарищей. Мы тогда как раз обсуждали программу задуманного ранее путешествия, просчитывали расходы. О том, что средств надо достаточно много, было понятно с самого начала - альпинизм вообще удовольствие не из дешевых, но тут мы явно выбивались из бюджета, - рассказывает Вячеслав Марков. - Поэтому я решил выложить информацию о проекте на сайт и попросить людей помочь в его реализации. На собранные деньги обязался сделать фильм и показать Кавказ, какой он есть на самом деле, и нас, кто не побоялся изменить свою жизнь.
Работа над оформлением заявки на краудфандинговый сайт продолжалась две недели, помогал менеджер социально-сервисной платформы. Заявленные первоначально для сбора 75 тысяч рублей должны были пойти на организацию поездки, оплату услуг гида, транспортные и другие сопутствующие расходы. Опыт в производстве различных роликов у Маркова, как профессионального рекламщика, был, поэтому затрат на творческую составляющую не предполагалось.
Многие, в том числе те, кто не верил в успешность идеи, следили за поступлением средств практически как за индексом Доу-Джонса, шутит он. Однако спустя всего несколько дней после публикации запрошенная сумма была собрана.
После этого автор обратился к своим инвесторам с предложением помочь приобрести новую камеру, которая в итоге обошлась вполовину бюджета съемок.
- И люди откликнулись, мы купили необходимую технику. Кстати, она нас очень выручила, потому что две другие камеры отказались работать на высоте, - подчеркивает энтузиаст. - Конечно, для подобной работы в интернете нужна команда, потому что только на переписку с пользователями сайта уходило по несколько часов в день, а длилась она не один месяц. Но результат того стоил.
Минимальная сумма, инвестированная в документальную ленту, была равна 130 рублям, максимальная - 25 тысячам. За разные вклады Вячеслав предусмотрел бонусы - от именной открытки и благодарности в титрах до диска с записью или подарка-сюрприза.
Получившийся 75-минутный фильм сейчас выложен в интернете в свободном доступе. Его уже посмотрели больше двух тысяч человек. Им, судя по отзывам, лента понравилась. Поэтому в нынешнем году Марков задумал реализовать еще один, более масштабный и дорогостоящий проект "40 плюс за тридевять земель", на этот раз в Гималаях. На него автору потребуется уже около 350 тысяч рублей, собирать которые он также намерен с помощью народного финансирования.
Лирическую комедию "Тэли и Толи", снятую в Северной Осетии, тоже удалось вывести в свет благодаря обращению к краудфандинговой платформе, с помощью которой организаторы собрали недостающие 300 тысяч рублей на постпродакшн ленты. Завершающий этап включал чистовой монтаж, запись музыки и цветокоррекцию, на которые как раз не хватало финансирования. Деньги пожертвовали меценаты из народа. А сам сбор средств не обошелся без определенной интриги.
По сюжету фильма Тэли и Толи - это два высокогорных поселка на границе России и Грузии. Один - осетинский, другой - грузинский. Но жители Тэли и Толи привыкли жить вместе, ходить друг к другу в гости, вместе решать возникающие проблемы. И так было на протяжении многих поколений. Два поселка разделяет только мелкая горная речка, которую можно перейти вброд, не замочив штанов. По этой самой речушке и пролегла вдруг (внезапно для жителей Тэли и Толи) граница между Россией и Грузией. Горцы не понимают, зачем им теперь нужна виза, чтобы сходить к соседям, раньше ведь обходились без этого. На почве такого недопонимания герои картины постоянно попадают в разного рода трагикомичные ситуации, выбраться из которых можно только вместе, поодиночке сделать это невозможно.
Фильм длится 77 минут. Но этого времени хватает, чтобы запасть в душу российского зрителя глубже, чем разрекламированному двухчасовому блокбастеру с массой спецэффектов. Правда, в полной мере поймут "Тэли и Толи" только те, кто родился и вырос в СССР, а затем пережил его распад.
Общий бюджет картины - без учета рекламного продвижения - составил 36 миллионов рублей. 60 процентов профинансировало Министерство культуры России. Режиссером ленты выступил никому не известный Александр Амиров, для которого фильм стал выдающимся дебютом. Сценарий для картины написал североосетинский журналист Владимир Гутнов в соавторстве с известным в республике театральным режиссером и актером Анатолием Дзиваевым.
На съемки и монтаж картины ушло полтора года - начиная с августа 2014-го. И, когда производство фильма на полных парах двигалось к завершению, оказалось, что финансирования художественной ленте не хватает.
- Нам надо было очень быстро - в пределах двух-трех месяцев - найти около 300 тысяч рублей, - рассказывает генеральный продюсер ПЦ "Хорошо продакшн" Наталья Иванова, которая занималась выпуском фильма. - А все свои ресурсы мы к тому времени исчерпали. Так как Минкультуры России профинансировало только 60 процентов общего бюджета картины, остальные деньги надо было находить самим. Вот тогда мы и обратились к краудфандинговой платформе, позволяющей собирать средства частных лиц в качестве благотворительных взносов. И за три месяца мы набрали недостающую сумму.
Интересно, что 200 из 300 тысяч перечислил Вадим Богданов из Северной Осетии. Я лично с ним незнакома и никогда не видела. Наш продюсерский центр написал ему благодарственные письма, приглашал на встречу, но он не приехал. В титрах картины мы указали Вадима Богданова как сопродюсера фильма.
Интересна судьба ленты после того, как она вышла в прокат. В Северной Осетии ее ждал ошеломительный успех... и абсолютное забвение в остальных республиках СКФО. Фильм завоевал 25 различных наград на кинофестивалях, в том числе международных. Лента широко обсуждалась и вызвала неподдельный интерес в Швеции, где была показана с английскими субтитрами. Но ни один российский телеканал не выкупил права на трансляцию. По словам продюсеров картины, с финансовой точки зрения фильм оказался полностью провальным и не окупил вложенных средств.
По мнению экспертов, причиной неудачи стали тяжелые взаимоотношения между Россией и Грузией, которые помешали зрителям двух государств по достоинству оценить и сюжет картины, и задумку режиссера, и игру актеров.
В Дагестане же краудфандинг пока не особенно распространен. Что-то подобное можно встретить в социальных сетях, но не на профессиональном уровне. Здесь в основном дают объявления о сборе средств на лечение и на различные социальные проекты.
Хотя в последнее время на краудфандинговых интернет-площадках можно встретить все больше объявлений из Дагестана. Собирают средства на издание сборника стихов, съемку художественных и документальных фильмов, поездку ансамбля народного танца на гастроли. Но данные идеи не привлекают особого внимания потенциальных спонсоров.
Самым удачным проектом, связанным с республикой, по праву можно считать фильм "Дагестан Кибрика", сделанный по следам лингвистических экспедиций МГУ, где показаны язык, культурные традиции и музыка малых народов Дагестана. Дочь умершего в 2012 году профессора МГУ, известного советского и российского лингвиста Александра Кибрика решила через десятки лет вернуться в места экспедиций своего отца. На реализацию проекта в интернете просили 143 тысячи рублей, авторам удалось собрать 122 тысячи.
Есть еще один удачный проект, размещенный на площадке краудфандинга, которому удалось за короткое время получить 42 тысячи рублей. Ольга Вяткина мечтает построить в Дагестане современный большой приют для бездомных кошек. Пока ее питомцы ютятся в небольшом частном доме с огородом. На собранные деньги Ольга хочет купить участок земли за городом и там обустроить свой "кошкин дом".
По мнению заместителя директора Росфинмониторинга Павла Ливадного, краудфандинг может использоваться террористами для получения финансирования: "Резко выросли в социальных сетях просьбы вербовщиков, собирающих денежные средства под различными предлогами. Это связано с активной пропагандой деятельности ИГИЛ. Опасность в том, что суммы просят высылать микроскопические - от ста до тысячи рублей. А в итоге собираются огромные средства. Современный терроризм не требует большого финансирования. Террористы работают с наличностью и денежными переводами. Совместно с банками Росфинмониторинг разработал "модель" лица, которое ведет финансовую деятельность в интересах террористов. Сейчас она проходит апробацию в ряде банков страны и будет предложена финансовым организациям".
По словам же первого заместителя председателя Центробанка Сергея Швецова, краудфандинговых платформ в России еще мало: "И пока явление не носит макроэкономического масштаба, вмешиваться не будем - мы мониторим. Если это будет принимать большой масштаб, во что я лично не очень верю, конечно, будем защищать пользователей".