Начало 10-го сезона "Доктора Кто": творческое развитие доброй классики

В минувшие выходные на экраны вышел первый эпизод десятого сезона обновленной версии "Доктора Кто", повторно стартовавшего на BBC в 2005 году после десятилетнего отсутствия на экранах. Немаловажную роль в этом сыграли два давних поклонника проекта, ставшие со временем известными сценаристами в Соединенном Королевстве - Стивен Моффат и Марк Гейтисс.

Как и в случае с "Шерлоком" - сериалом, который в их творческой обработке сначала вознес на новый уровень и без того широко известное литературное наследие Артура Конан Дойля, а затем низринул зрителей в бездну отчаяния, сюжетное развитие "Доктора Кто" в последнее время ставило перед общественностью все тот же вопрос: может, хватит экспериментировать? Многие высказывали предположения, что внутренние поиски и глубоко внутриличностные конфликты сделали создателей глухими к любой критике со стороны, а показываемое на экранах в последнее время стало в большей степени похожим на арт-психотерапию Моффата и Гейтисса лично, чем на произведение, нацеленное на широкую аудиторию с желанием ее заинтересовать. И, что первый из команды разработчиков сериала ее покинул, только усилило эти подозрения и тревогу ожидания новых серий.

Но первый эпизод, получивший итоговое название "Пилот" (The Pilot) вместо изначально предполагавшейся "Звезды в ее глазу" (A Star in Her Eye), к счастью, не оправдал царившего перед премьерой пессимизма. Перед нами все тот же, теперь уже хорошо знакомый Двенадцатый Доктор (Питер Капальди) и его новая спутница Билл Поттс (Перл Маки). Правда, ей приходится делить эту почетную обязанность с Нардолом (Мэттом Лукасом), возродившимся словно из ниоткуда в рождественском эпизоде "Возвращение Доктора Мистерио" (The Return of Doctor Mysterio). Нардол, естественно, куда более сведущ в происходящем и пока что смотрит на Билл несколько отстраненно. Однако его с Доктором объединяет какой-то общий секрет - нечто, что привело их на землю и объясняет их довольно таки странное (даже по меркам вселенной Доктора) безотлучное пребывание в стенах высшего учебного заведения, где Доктор работает… преподавателем. Он ведет некий учебный курс, посвященный, как кажется, этическому осмыслению достижений физики и математики по части открытия новых закономерностей существования времени и пространства.

В своем преподавательском амплуа Доктор знакомится с Билл Поттс - девушкой, исправно посещающей его лекции, несмотря на то, что она не является студенткой. Она всего лишь работает в университетской столовой и, по ее собственным уверениям, не претендует ни на что - и уж точно не может представлять интерес для Доктора. Но Доктор смотрит глубже. Правда, в качестве оправдания своего интереса выдвигает экстравагантное обоснование - если другие на лекции, не понимая материал, хмурятся, то она улыбается, и это делает ее особенной.

Кажется, ее делает особенной очень многое, и сценаристы всячески пытаются это подчеркнуть. Вроде бы мелочь, но когда она спрашивает об имени Доктора (и получает все тот же обескураживающий ответ, что и ее предшественницы), Билл говорит не привычное "Доктор кто?, а "Доктор что?". Кроме того, Билл - первая компаньонка Доктора, имеющая нетрадиционную ориентацию - обстоятельство, важность которого живо обсуждалась перед премьерой. Как бы там ни было, сюжет эпизода построен настолько гармонично, что "политкорректные включения" не выглядят натянутыми, не особо запоминаются и пока что даже не сильно влияют на развитие событий. Более интересно то, что в их беседе обнаруживается явный социальный подтекст: социальное неравенство - данность, а те, кто не вытянул счастливый билет или не имеет состоятельных родителей, должен занять положенное скромное место под солнцем и не предаваться бессмысленным мечтаниям - все равно из своей страты не вырваться, надо быть довольным тем, что есть.

Доктор же находится в глубокой меланхолии, словно предчувствуя свой скорый уход. Ранее появившаяся информация о том, что в этом сезоне он встретится аж с двумя заклятыми антагонистами сразу - с Мастером и Мисси, - заставляет задуматься о том, будет регенерация настолько пресказуемой, как и раньше, или в порядок вещей что-то непоправимым образом вмешается. Доктор как-то бросает фразу, что "время и относительное измерение в пространстве (аббревиатура ТАРДИСа) и есть жизнь". Намекает ли это на симбиотическую связь Доктора с его будкой и неведомую нам пока угрозу его утлому межгалактическому челну? Так или иначе, Доктор с ностальгией смотрит вокруг, рассуждает об иллюзии времени, сходстве поэзии с физикой, необходимости жить сегодняшним днем - и все это… в окружении предельно знакомых женских портретов. Особо врезается в память фраза о том, что ТАРДИС представляет собой "портал ко всему, что когда-либо существовало", а она несет в себе крайне неприятный посыл.

Терпение всех любителей и ненавистников далеков будет также вознаграждено - эти малоприятные обитатели вселенной вновь покажут свои коробочки и подадут столь знакомый голос. Правда, в роли камео, и на это есть свои причины. Очень человеческие, философские, терпко-грустные, но дающие надежду. Ровно то, что ждет каждый, кто "доверяет своему Доктору" вот уже более шестидесяти лет.

5.0