Больно, пусто, холодно, кисло
Сначала о хорошем. Этот Alien очень красив. Снимали его в Австралии - и декорации подобрали самые что ни на есть подходящие: ландшафты загадочной зеленой и вместе с тем окутанной густым туманом планеты достойны длительного любования собой. Очевидно, понимая это, съемочная группа раз за разом выдает впечатляющие панорамы: их можно было бы, как говорится, распечатать на листе побольше да повесить на стенку. Плюс - там, где не хватает реальных пейзажей, в ход идут более чем добротные спецэффекты. Когда корабль "Завет" расправит свои огромные золотистые металлические паруса для подзарядки, некоторые наверняка испытают неподдельный восторг.
Восторг этот, впрочем, улетучивается, как только начинается, с позволения сказать, раскрытие характеров. Персонажи получились настолько плоскими и примитивными, насколько это вообще возможно. Вот, скажем, капитан Орам (Билли Крудап) поначалу плаксиво рефлексирует по поводу своего христианства. Зритель, соответственно, подозревает, что все это не случайно - и, памятуя о проблематике "Прометея", ожидает мощного теософского конфликта. Которого не случается. Просто потому, что он то ли вычеркнут из сценария, то ли вдруг на середине пути в принципе перестал интересовать режиссера и внушительную команду сценаристов, внезапно до зуда захотевших скормить кого-нибудь лицехвату.
На этом одиночном примере можно проиллюстрировать всю несостоятельность нового "Чужого", по факту являющего собой недееспособный, хромающий на обе ноги гибрид драмы о богоискательстве (или богоборчестве - тут уж как посмотреть) и b-movie-слэшера. От второго тут - довольно зрелищная и бодрая, но все же крайне дежурная (и, видимо, прописанная сугубо для фанатов "старой школы") расчлененка и кровища. От первого - вроде бы, развитие вопросов, поднятых в "Прометее". Но - заметно купированное и опошленное (не говоря уже об отсутствии сколь бы то ни было внятных ответов).
Фальшью несет от первой же сцены, где только-только созданный синтетик Дэвид подчеркнуто - почти комедийно - ницшеански играет Вагнера на рояле и вышагивает по комнате, разве что не вскидывая руку "от сердца к солнцу". В дальнейшем он же пафосно продекламирует сонет "Озимандия" Перси Шелли, еще пафоснее прокосплеит библейского Каина и так далее. Всякий раз в кадре, кажется, вот-вот появится лично сэр Ридли - с пояснительной запиской для тех, кто по каким-то причинам не понял и без того по-носорожьи прямолинейных отсылок и цитат. Зрителю, которого держат за дурака, становится обидно. Ему почти хочется плакать - а рука так и тянется к пыльной полке. К диску с "Космической Одиссеей". Или хотя бы со "Звездными войнами".
Однако - шутки в сторону. Ведь по-настоящему тут хочется плакать от другого. А именно - от крушения веры в человечество, поскольку по версии Скотта заселять иные миры нас, сладко спящих в криокапсулах, повезут не лучшие умы вида homo sapiens, а команда дуболомов Урфина Джюса. Оказавшись на совершенно незнакомой территории, экипаж лихо ударяется в прямо-таки клиническую тупость: ковыряет жутковато выглядящие грибы, тащит в челнок очевидно зараженного неведомой хворью товарища, разделяется на небольшие уязвимые группы... В общем, выдает полный набор клише из самых дешевых и конвейерных хорроров, как если бы это была пародия на оные. Вот только у Скотта, ясное дело, не пародия. И вообще, юмора в "Завете" ни на грамм, отчего он, вдобавок ко всему, еще и скучен. Хотя иногда и смешон - там, где этого не подразумевалось.
В итоге отдуваться за всех приходится Майклу Фассбендеру. А он - да, хорош, причем хорош вопреки бесстыдному упрощению своего персонажа до банального "злого андроида" (и еще одного банально "доброго"). Хорошо знакомый любителям научной фантастики "эффект зловещей долины" его стараниями в "Завете" достигает апогея. Британский артист изображает робота, визуально неотличимого от человека, так что сомнений в его нечеловеческой и, прямо скажем, дьявольской сущности все-таки не остается. И в одиночку вытягивает несколько сцен - например, эмоциональный контакт с распиаренным неоморфом (весьма, кстати, симпатичным и напоминающим кошку-переростка породы сфинкс). Будь остальные - включая очередного "риплизаменителя", аморфную Кэтрин Уотерстон - хотя бы наполовину так же круты, новому "Чужому" можно было бы простить многое. А так - неизбежный, судя по концовке, триквел заранее не предвещает ничего достойного внимания.
2.0