"Чудо-женщина": cупергеройско-феминистский цирк с конями и богами
Вот этот набор слов, который выше, на самом деле фильму "Чудо-женщина" только мешает. Ему вообще много что мешает, но обо всем по порядку. Предыстория, рассказанная с помощью анимационной вставки и раскрывающая происхождение амазонок, мало того что сама по себе путаная, так еще и рождает кучу противоречий. Амазонки, значится, тысячелетиями тусовались на своем острове, в изоляции, дни и ночи усердно тренируясь, чтобы… да черт его знает, зачем. Вроде как их функция - защищать мир и дать отпор Аресу, когда тот откуда-то там вернется. Но ни для первого, ни для второго они не делают ровным счетом ничего и бесследно исчезают из фильма при первой удобной возможности, когда на них с неба сваливается Крис Пайн в роли шпиона Стива Тревора, сбежавшего на самолете с секретными документами. Тот рассказывает, что вообще-то прямо сейчас в самом разгаре величайшая в истории война, 25 миллионов погибших уже - короче, отлично вы мир защищаете, сеструхи-борцухи. И удаляется с собственно Чудо-женщиной по имени Диана - местной принцессой, единственной, кто изъявил желание помочь в прекращении кровопролитий.
С введением главного мужского персонажа самая нелогичная часть заканчивается (никаких намеков), но впереди еще самая раздражающая (aka "комедийная"), где Диана олицетворяет луч света в темном царстве мужского шовинизма. Что выливается в множество комичных и не очень ситуаций, как бы обыгрывающих тему эмансипации, с обязательными комментариями насчет избирательного права и места женщины в обществе. В основном это выглядит так: глупые самцы друг на друга орут, выясняют отношения, после чего появляется Диана и выдает что-нибудь умное, вызывая всеобщее возмущение и удивление. Плюс - очевидное противопоставление солнечной и прекрасной Фемискиры, где царят благодать и справедливость, и жестокой реальности, где всюду мрак, ненависть, кривда, безысходность и мужики у власти (последнее - первопричина, естественно). Стоит отметить и симптоматичную реплику героини о том, что мужчины годятся разве что для репродукции, а для удовольствия они не нужны. Словом, ненавязчивый такой феминистический дискурс.
А далее "Чудо-женщина" трансформируется в шпионский боевик про Первую мировую, наподобие лайт-версии "Бесславных ублюдков". Довольно недурной, если бы не одно но: к нему насильно пришит кинокомикс "Чудо-женщина", и эти две половины целого скорее мешают друг другу, чем взаимодополняются. Задумка отправить супергероя на западный фронт, с окопами, артиллерией и всеми сопутствующими ужасами, сама по себе интересна (в оригинальных комиксах, к слову, фигурировала Вторая мировая). Проблема - в Диане. Она такая вся из себя положительная, такая умненькая прелестница, глазоньками карими хлопает, пули наручами отбивает, в человечество непоколебимо верит - мол, это Арес виноват во всем, а люди-то славные. (Да, это единственный ее "недостаток" - вера в человечество.) И когда ей говорят: "На войне нельзя спасти всех", то она в ответ на это выбирается из окопа и, отмахиваясь от пулеметного огня, вприпрыжку устремляется бить немца.
Ей все эти примитивные условности, включая законы физики, до лампочки - можно же просто превратиться в неправдоподобную 3D-модельку (перебои в поставках полигонов, видимо, обусловлены диверсией кайзеровцев) и в одиночку хоть до Берлина дойти. Вероятно, такой и должна быть икона феминизма, коей Чудо-женщина считается, - совершенной, начисто лишенной слабостей и отрицательных черт. Как и любая другая икона. Но как героиня художественного произведения она попросту бесит. Причем бесит, помимо своей непогрешимости, еще и тем, что она затмевает и отодвигает на дальний план потенциально выигрышные побочные детали.
Допустим, у замечательного Юэна Бремнера симпатичная роль - ветерана, лучшего снайпера, который страдает от посттравматического синдрома и не может стрелять (в ремейке "Великолепной семерки" похожий был персонаж). Или злодейка Доктор Яд, молчаливый сумрачный гений в исполнении Елены Анайи, чье присутствие привносит легкий стимпанковый флер. Но так как с Чудо-женщиной они никак не связаны, времени им уделяется до обидного мало. Что можно было бы еще пережить при условии адекватной замены.
К сожалению, вся генеральная линия - один сплошной косяк. Даже в монтаже: в одной сцене мы видим, как она пытается нащупать за спиной случайно забытый неподалеку меч и не находит, а через секунду он уже у нее в руке. Сильная и независимая Чудо-женщина настолько сильна и независима, что не только способна обойтись без Криса Пайна и остальных (на похожую неувязку пеняли и "Отряду самоубийц", но кого это волнует), но и имеет личного антагониста, появляющегося под занавес, в кульминации. И это уже камень в огород драматургии. Нельзя просто так взять и выудить из ниоткуда главбармалея исключительно ради финальной схватки и произнесения нескольких дежурных штампов.
А теперь - самое забавное. Представим на минуту, что как всегда удалой и ироничный герой Криса Пайна в первом акте благополучно добрался куда следует на своем самолете, пролетев мимо обители боевых фемин. Тогда бы это было кино о том, как он собрал банду неказистых, но колоритных молодцов - вышеупомянутого Бремнера, обаятельного восточного полиглота и смурного индейца, - забросился с ними в тыл врага и остановил коварные замыслы нечеловечески мощного генерала и его суровой подручной-ученой. Мысль, наверно, уже понятна: "Чудо-женщина" могла бы стать вполне неплохой картиной. Если бы не… Чудо-женщина.
2