Чем грозит Трампу резонансное выступление экс-директора ФБР в конгрессе

Экс-директор ФБР Джеймс Коми заявил, что президент Дональд Трамп не является фигурантом расследования по России и не пытался прекратить это дело. В тоже время, Коми обвинил Белый дом во лжи и клевете о причинах его отставки, утверждая, что Трамп пытался добиться от него лояльности и "указывал" оставить в покое экс-советника по нацбезопасности Майкла Флинна.

В четверг Коми выступил на слушаниях в комитете по разведке сената США, где ведется одно из расследований о приписываемом России влиянии на американские выборы, а также о якобы имевшем место сговоре между Москвой и предвыборным штабом Трампа. Напомним, в Кремле и МИД РФ неоднократно отвергали эти бездоказательные инсинуации.

Американская столица затаив дыхание ждала выступления Коми, который должен был пролить свет на роль президента в раскручиваемом оппозицией скандале о "российском влиянии". СМИ называли слушания "историческими". Очередь около зала для слушаний начала выстраиваться уже в 04:00, а выступление Коми транслировали во многих столичных барах.

Слушание в основном были посвящено содержанию рабочих разговоров экс-главы ФБР с президентом на темы, касающиеся расследования по России. Как выяснилось, Коми после каждого разговора подробно излагал его содержание в письменной форме и знакомил коллег со своими записями. Заявления экс-директора ФБР пролили свет на несколько ключевых вопросов о том, каковы перспективы следствия о "российском влиянии" и станет ли оно серьезной угрозой для президента США.

Является ли Трамп фигурантом следствия ФБР о "российском влиянии"?

На этот вопрос Коми дал однозначный ответ: "Нет". По состоянию на 9 мая, когда он был отправлен в отставку с должности главы ФБР, Трамп не входил в число лиц, фигурировавших в расследовании.

Этому аспекту придавали большое значение сам Трамп и его союзники. Согласно выступлению Коми, он информировал президента о том, что тот не находится под следствием. Трамп после этого пытался добиться от минюста и ФБР публичного заявления об этом. Президент сетовал, что расследование по России висит над ним как "облако" и мешает его работе на должности главы государства. Но оба ведомства воздержались от официальных заявлений.

Коми также отказался отвечать на публичных слушаниях на вопрос о том, имел ли место сговор между предвыборным штабом Трампа и Россией.

Пытался ли Трамп оказать давление на ФБР и помешать расследованию по России?

Этот вопрос особенно важен для противников президента. Поскольку ясности в отношении предполагаемого сговора Трампа с Россией пока нет, оппозиция переключилась на возможность уличить его в злоупотреблении служебными полномочиями и препятствии правосудию.

Ответы Коми на слушаниях не позволяют сделать однозначного вывода. По его словам, Трамп "не пытался прекратить следствие ФБР вокруг приписываемой России роли на выборах". Однако экс-директор бюро подтвердил, что президент просил его "оставить в покое" отправленного в отставку советника президента по нацбезопасности Майкла Флинна, которого ФБР уличило в искажении содержания разговора с послом РФ в США Сергеем Кисляком. Трамп выразил уверенность в том, что Флинн не сделал ничего противозаконного. По словам Коми, Трамп сказал ему: "Я надеюсь, вы видите путь к тому, чтобы оставить это в покое, оставить Флинна в покое. Он хороший человек".

Коми заявил, что воспринял слова Трампа о Флинне как "указание", которому он решил "не подчиняться". Он считает, что руководство ФБР, которое он ознакомил с просьбой президента, "было шокировано и обеспокоено, как и он сам". Тем не менее, экс-директор ФБР признался, что ему не хватило смелости напрямую сказать Трампу, что он считает эту просьбу неподходящей. Он также не информировал об этом правового советника в Белом доме.

Из выступления Коми также следует, что Трамп добивался от него гарантий лояльности. Руководитель спецслужбы со своей стороны давал понять, что намерен проводить в ФБР независимую от Белого дома линию.

Коми считает, что не ему определять, являлись ли слова Трампа препятствием следствию или нет: "Я не знаю. Это работа Роберта Мюллера (спецпрокурор минюста США по расследованию о России - Прим. "РГ") разобраться в этом". Он сообщил, что передал в аппарат спецпрокурора все свои записи с изложением разговоров с Трампом.

Почему Трамп уволил директора ФБР?

Коми прямо обвинил Белый дом во лжи о причинах своего увольнения. Он посетовал, что администрация пыталась "оклеветать его лично и ФБР в целом", утверждая о его неспособности руководить, хаосе и недовольстве среди сотрудников бюро. "Это ложь", - настоял Коми. Он считает, что причиной его увольнения стали его действия вокруг расследования ФБР по России, хотя он не назвал, какие именно. При этом он оговорился, что наверняка в этом не уверен, это только его предположение. С другой стороны, он признал, что, на его взгляд, бессмысленно увольнять директора ФБР для того, чтобы воспрепятствовать следствию, поскольку это только усугубит подозрения. Его отставка не оказала существенного влияния на ход расследования бюро.

Он также считает неправдоподобной версию Белого дома о том, что его отставка вызвана недовольством действиями ФБР по делу о почтовой переписке Хиллари Клинтон.

Коми утверждал, что "никаких сомнений во вмешательстве России в выборы в США нет", но никаких обоснований этой уверенности не привел.

Разоблачения экс-директора ФБР: Правда или месть за отставку?

В середине мая в The New York Times появилась публикация, в которой впервые сообщалось о существовании заметок Коми и о том, что Трамп просил директора ФБР "оставить Флинна в покое". Статья вызвала большой резонанс в Вашингтоне. В Белом доме называли ее содержание некорректным изложением контактов между Трампом и Коми.

Отвечая на вопрос о том, почему он решил документировать содержание своих разговоров с президентом, Коми ответил: "Я, честно говоря, боялся, что он может солгать о встрече, поэтому посчитал нужным все записать". Для подстраховки он знакомил со своими записями руководство ФБР, а позже передал их знакомому профессору из Колумбийского университета. В то же время его критики пеняли, что Коми решился на свои заявления только после отставки из ФБР, а до этого держал все в секрете.

Примечательно, что Коми, выступавший на слушаниях под присягой, признался в организации умышленной "утечки" в прессу из его собственных записей. На слушаниях он пояснил, что лично попросил своего знакомого передать журналисту NYT содержание записей. "Утечка" стала его ответом на "твит" Трампа, который после отставки директора ФБР написал: "Перед тем, как давать утечки в прессу, Джеймсу Коми лучше надеяться что нет записей наших разговоров". В прессе интерпретировали это как угрозу в адрес Коми.

В Белом доме отказались комментировать, означает ли "твит" президента, что он осуществлял аудиозапись своих разговоров с директором ФБР. "Я надеюсь, что такие записи существуют", - сказал Коми на слушаниях, призвав к их публикации.

Как сообщило агентство AP со ссылкой на источник в Белом доме, Трамп намерен оспаривать утверждения о том, что он требовал от Коми лояльности, а также оказывал давление для прекращения разбирательства вокруг Майкла Флинна.

Кроме того, Коми рассчитывал, что его утечка приведет к назначению специального прокурора по делу ФБР о "российском влиянии", что и произошло через пару дней. Минюст США объявил о назначении на эту роль экс-директора ФБР Роберта Мюллера.

Что дальше?

Подытоживая, выступление Коми, безусловно, подбросило свежей фактуры для дальнейшего раскручивания нападок демократов на Трампа. Но его разоблачения были недостаточно вескими для того, чтобы внести раскол между конгрессменами-республиканцами и Белым домом.

В лагере оппозиции на состоявшиеся слушания возлагали большие надежды. Демократы рассчитывали, что выступление Коми поможет им уличить Трампа в злоупотреблении властью, препятствии правосудию, лжи о приписываемых его окружению контактах с Россией. Эти действия являются продолжением стратегии демпартии во время избирательной кампании, целью которой является дискредитировать победу Трампа на выборах, а также очернить президента и его окружение, доказать их непригодность для управления государством и, таким образом, заблокировать внутри- и внешнеполитические инициативы Белого дома и внести раскол в его союз с республиканцами.

Выступление Коми сложно назвать однозначным, а потому каждая сторона интерпретирует его на свой лад. Демократы считают, что его слова подтверждают давление со стороны Трампа на следствие ФБР по России. А это, в свою очередь, разжигает подозрения вокруг приписываемого штабу Трампа сговора с Москвой против Хиллари. Однако демократы находятся в меньшинстве в конгрессе, что ограничивает их способность раскручивать параллельные расследования в комитетах сената и палаты представителей США, а также блокировать политику Трампа или добиваться его импичмента.

Шумиха среди демократов и в либеральных СМИ заставляет нервничать Белый дом и его хозяина. Но определяющей для политического выживания Трампа является позиция республиканской партии, от которой он стал президентом. И здесь пока большой угрозы для него не просматривается - республиканцы на его стороне. Спикер нижней палаты Пол Райан в четверг прокомментировал заявления Коми: "Просто Трамп новичок в этом деле, он учится". Консервативные комментаторы делают акцент на том, что выступление Коми, наоборот, обеляет имя президента: подтверждено, что он лично не является фигурантом следствия ФБР. Снимаются и подозрения о легитимности его победы, ведь в выступлении экс-директора ФБР не было слов о том, что приписываемое России вмешательство повлияло на итоги выборов в пользу Трампа. Он не подтверждал ни "сговора" Трампа и России, ни попыток президента прекратить расследование на эту тему.

Еще один существенный фактор - позиция спецпрокурора минюста Роберта Мюллера и его оценка записей Коми. Пока для Белого дома его роль - "темная лошадка". Мюллер, считающийся в Вашингтоне независимой фигурой "вне политики", с момента назначения предпочитает держаться в тени и действует без особой публичной огласки. Сенатор Лидси Грэм выразил мнение, что раз Мюллер не возражал против открытого выступления Коми, значит, он не усмотрел попыток препятствия правосудию со стороны Трампа. Но сам спецпрокурор или его представители на эту тему не высказывались.