Сенсация: Тринадцатым Доктором Кто стала женщина
Итак, долгожданное событие состоялось. Как и было обещано, по завершении финала Уимблдона-2017 среди мужчин было объявлено имя актера, которому предстоит сыграть тринадцатое воплощение Доктора Кто. Им впервые окажется женщина, Джоди Уиттакер, сыгравшая в "Щедрости Перье" (Perrier's Bounty) и ряде других фильмов, а также в целом ряде сериалов: "Обвиняемые" (Accused), "Дом на окраине" (Marchlands), "Активы" (The Assets), "Дым" (The Smoke), а также в третьем эпизоде первого сезона "Черного зеркала" (Black Mirror) "Все о тебе" - про бионические линзы с функцией видеозаписи.
Но обстоятельством, со всей вероятностью определившим выбор актрисы на роль Доктора, стало, по всей видимости, ее участие в съемках сериала "Убийство на пляже" (Broadchurch), бессменным создателем и главным сценаристом которого был Крис Чибнелл, принявший в недавнем прошлом бразды правления по части дальнейшей разработки легендарного научно-фантастического сериала от Стивена Моффата. Сам Моффат поставит точку в своем руководстве над "Доктором Кто" с уходом Питера Капальди, который случится в декабре этого года в рождественском выпуске.
По иронии судьбы, коллегами Уиттакер по "Убийству на пляже" был любимый многими Десятый Доктор, Дэвид Теннант, а также Оливия Коулман, однофамилица Дженны Коулман, которая сыграла роль Клары Освальд - спутницы Одиннадцатого и частично - Двенадцатого Доктора.
На настоящий момент становится более прозрачным факт появления Мастера и Мисси одновременно в заключительной части десятого сезона обновленной версии сериала, а также те намеки на регенерацию с изменением пола, о которой так много говорили персонажи Джонна Симма и Мишель Гомес. Судьба спутника Доктора остается открытой - пока нет никаких данных, позволяющих с уверенностью сказать о том, что эту почетную обязанность продолжит выполнять Перл Маки, сопровождавшая Доктора в эскападах последнего сезона.
Можно также предположить, что в случае ее согласия на продолжение работы в проекте зрители станут свидетелями однополой любви Повелительницы времени и Билл Поттс, что позволит решить аж три политкорректных цели - Доктором станет женщина, причем нетрадиционной сексуальной ориентации, а объектом ее любви выступит девушка с африканскими корнями. Но списывать со счетов появления первого в истории спутника Доктора также не стоит.
Как бы то ни было, Крис Чибнелл своим противоречивым решением уже сумел войти в историю британского телевидения, радикально переосмыслив все наследие "Доктора Кто" за более чем шестьдесят лет. А какова будет реакция публики - станет известно только после выхода в эфир полноценного сезона. Идеологическая надстройка, в наше время все больше диктующая определенные линии поведения создателям социально значимых кинематографических произведений, может казаться абсурдной и далекой от тех задач, которые ставит перед собой данный вид искусства. Однако, учитывая новые стандарты для самой престижной британской кинопремии BAFTA, где номинанты аж в нескольких категориях будут должны, прежде художественных достоинств, демонстрировать соответствие параметрам равного представительства различных возрастов, рас, культур, половой идентификации и прочего, возможно, маркетологи, просчитывающие финансовую составляющую репутации дотационного телепродукта, приняли "оптимальное" решение.
Но даже если не брать во внимание эстетическую и этическую стороны данного выбора, становится очевидным следующее: все чаще различные хитрые планы и ходы объясняются крайне банально: узостью кругозора, личными пристрастиями и поистине обескураживающей ленью. Так, для Стивена Моффата вполне допустимыми стали многочисленные самоцитаты и образы, необъяснимо и в крайне неуместном виде перекочевавшие из "Доктора" в "Шерлока" и существенно подпортившие впечатление от некогда блистательного сериала. А для Криса Чибнелла таким самоограничителем стала актерская команда бодро завершенного проекта.
Вспоминается перерождение Десятого Доктора в Одиннадцатого, когда Мэтт Смит с удивлением и неописуемым восторгом перечисляет свои части тела. Похоже, с этим монологом создателям надо было повременить. Для достижения пущего эффекта.