Вокруг Тюмени спроектируют второе объездное шоссе

Уральские проектировщики прокладывают в чертежах второе объездное шоссе вокруг Тюмени. Первое, активное строительство которого началось 15 лет назад, все еще не закольцовано, зато уже частично поглощено стремительно растущим городом, стало элементом уличной сети. Недавно объявлено об источниках финансирования: новый объезд появится благодаря паритетным вложениям региона и РФ. Аналогичная бюджетная схема была использована для замены на федеральной автостраде Тюмень-Тобольск узенького аварийного моста через реку Тобол двумя самостоятельными параллельными переходами. Движение запустили на минувшей неделе с завершением, вот совпадение, съемок масштабной исторической киноленты "Тобол" в экс-столице Сибири.

Тобольский тракт, важнейшая транспортная артерия Западной Сибири, тоже достоин киноповести. Ему свыше трех веков. Полностью в асфальт дорогу одели только в конце 1980-х. Крепости прежнего моста хватило всего на треть столетия. Новый, четырехполосный, стоимостью 2,7 миллиарда рублей должен прослужить намного дольше. У него суперпропускная способность - 7 тысяч машин в сутки. И он, такой просторный, - посреди двухполосной трассы. К чему, спрашивается?

Это не проектная оплошность, не расточительность, а взгляд на перспективу, говорят в Росавтодоре. Руководитель агентства Роман Старовойт обрадовал и вместе с тем заинтриговал тюменцев и жителей северных округов заявлением о скором увеличении ширины тракта вдвое и разделении потоков. То есть в каждом будет по две обособленных полосы. Капитально реконструировать 240 километров намерены за пять лет. Сроки поражают, подобными темпами масштабные дорожные работы в крае прежде не велись. Объем капвложений измеряется десятками миллиардов рублей. Впрочем, смета пока не составлена.

Вернемся к кольцевым шоссе. Достроить первое планировалось через пару лет, теперь говорят, что перерезать красную ленточку удастся уже в 2018-м. Подрядчик форсировал возведение очередной развязки на пересечении улиц, одна из которых - Федюнинского - является звеном объездного пути. В итоге на прошлой неделе путепровод, пусть и не в комплексе (предстоит, в частности, смонтировать пешеходные надземные переходы), введен в эксплуатацию. Вероятно, через год-полтора будет дан старт строительству второго объезда ориентировочной протяженностью 90 километров. Он соединит четыре федеральных автострады, связывающих Тюмень с Тобольском, Сургутом, Омском, Курганом и Екатеринбургом.

Мобильная лаборатория, позволяющая сканировать дорожное покрытие, обнаруживать даже малейшие дефекты, обошлась казне в 14 миллионов рублей

По данным Росавтодора, за относительно короткий период в Тюменской области доля федеральных автомагистралей, отвечающих нормативам, выросла, без учета нынешнего сезона, с 40 до 70 процентов, во многом благодаря партнерству с регионом, где стремятся сохранить объемы финансирования отрасли. После последней корректировки бюджета предполагается освоить во втором полугодии 5,5 миллиарда рублей. Две трети денег направят на проектирование и строительство транспортных развязок, объездных шоссе, миллиард - на починку муниципальных дорог.

Форсируют работы и федералы. С месячным опережением графика отремонтированы два участка на трассе Тобольск-Ханты-Мансийск общей протяженностью 23 километра. Сэкономлено 80 миллионов рублей. Ремонт комплексный, но "неглубокий": срезан фрезой верхний слой изношенного асфальтобетона, уложен свежий. Сколько он прослужит, вопрос открытый.

В Тюмени к экспресс-ремонту прибегают сплошь и рядом. В этом году с помощью фрезерования заменят свыше 30 погонных километров покрытия. Нередко его обновляют, особенно на перекрестках, раз в два года, а то и каждое лето. Глубокие колеи на таких участках образуются довольно быстро. Тем не менее и исполнители, и заказчик считают такой метод экономически оправданным. Главный аргумент: удается поддерживать в стабильно хорошем состоянии основные городские дороги, не перекапывая, не прерывая надолго автомобильное сообщение.

Между тем муниципальное казенное учреждение Тюмени, контролирующее качество дорожных работ, получило в свое распоряжение мобильную лабораторию на базе микроавтобуса. Обошлась она казне приблизительно в 14 миллионов рублей. Сканировать дорожное покрытие, обнаруживать даже малейшие дефекты позволяют быстродействующий компьютер с набором измерительных приборов.

Машина резва: минимальная скорость при большинстве "считывающих" операций - 35 километров час. Однако для проведения всего комплекса обследований технологическую оснастку надо не раз менять. Поэтому спецавтомобиль с прицепной тележкой сравнительно долго работает на одной улице. При испытании полотна на прочность и гибкость пятитонным гидроударом движение вовсе стопорится. Дневная производительность (если нет дождя) - 4-5 километров. Зато реально продиагностировать дорогу на всем протяжении сразу по 15 контрольным параметрам, обозначенным минтрансом. В их числе размер колеи, количество и глубина выбоин, трещин, соответствие стандартам по ровности покрытия, углу уклона, радиусу поворота, сцеплению с шинами…

- Что ж, похоже, практичный инструмент для оперативной оценки качества выполненных работ, для ранжирования объектов, подлежащих ремонту либо реконструкции. Москва, знаю, приобрела целую партию таких лабораторий. Но с ними не изменишь несовершенный, мягко говоря, механизм формирования смет, миллиарды не сбережешь. Безусловное следование технологиям, безоговорочное выполнение подрядчиком гарантийных обязательств, независимая экспертиза при приемке работ, публикация на общедоступных порталах основных условий контрактов - те факторы, которые способны увеличить срок службы дорог и сократить непроизводительные траты бюджетов, - делится мнением инженер-программист, дорожник по профессии Константин Чижов.