Самолет Sukhoi Superjet 100 отметил свой первый юбилей

На этой неделе российский самолет Sukhoi Superjet 100 отметил круглый юбилей. Первая публичная презентация летного экземпляра состоялась 10 лет назад, 26 сентября 2007 года, в Комсомольске-на-Амуре. Уже тогда новая машина, на тот момент еще не испытанная в воздухе, совершила маленькую революцию. Созданный по последнему слову науки и техники лайнер по достоинству оценили в мире, и главное тому доказательство - более 100 проданных за 10 лет самолетов. Сегодня SSJ100 эксплуатируются в России, Мексике, Ирландии и Таиланде.

Sukhoi Superjet 100 во многом стал первым. Это первый российский самолет, отправной точкой в создании которого стали требования к продукту, сформированные ведущими авиаперевозчиками мира.

Одной из главных особенностей самолета, который строят в широкой международной кооперации, стали российско-французские двигатели SaM-146, созданные совместным предприятием PowerJet. Это первый производимый в России газотурбинный двигатель, получивший международный сертификат типа EASA. Он отвечает современным экологическим требованиям и нормам ICAO.

Через год после выкатки, 24 декабря 2008 года, Superjet 100 совершил свой первый полет. Ему предшествовали ресурсные испытания, подтвердившие заявленные характеристики самолета. SSJ100 впервые поднялся в воздух под управлением летчиков-испытателей Леонида Чикунова и Николая Пушенко. Тогда лайнер провел в воздухе два с половиной часа, поднявшись до шести тысяч метров.

А в 2010 году в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет первого серийного SSJ100, предназначенного для авиакомпании "Армавиа". Позже заказчик назвал этот самолет в честь первого в мире космонавта - Юрий Гагарина. И это символично - ведь для российского авиастроения первый полет этого самолета по значимости был, без сомнений, сравним с первым полетом человека в космос.

Вскоре самолет получил все необходимые для полетов сертификаты. Сначала, спустя месяц после пробного полета первого серийного экземпляра - сертификат МАК. А спустя еще год - европейский сертификат годности EASA, открывший для новинки путь на зарубежные рынки.

Чтобы получить эти сертификаты, пришлось подтвердить 2 тысячи пунктов требований летных властей. Испытания продолжались 3 года и 3 месяца. За это время 4 первых SSJ100 провели в воздухе 2600 часов, совершив 1100 полетов. Плюс наземные испытания, в ходе которых имитировались даже самые маловероятные отказы систем и агрегатов.

Впервые некоторые испытания проводились за рубежом - самолет летал в итальянский Турин и дважды - во французскую Тулузу. Его бросали под шквальный боковой ветер в Исландии, жарили в Кувейте, загоняли на высокогорье в Армении и Мексике и даже обстреливали тушками птиц! Через столько испытаний не проходил ни один российский самолет. В результате Superjet был проверен от А до Я по всем необходимым параметрам.

Появились и серьезные заказчики. Сначала самолетом заинтересовались в Мексике. В этой стране Superjet 100 выполняют рейсы из Мехико в 6 городов страны. Лестные отзывы о самолете оставляли как пилоты, так и пассажиры, которых привлекла комфортабельность салона. Сегодня в парке авиакомпании уже 22 SSJ100, вскоре мексиканская Interjet получит еще восемь российских SSJ 100.

В 2014 году Таиланд подписал контракт на покупку трех Superjet-100 для королевского двора. Само собой, речь шла о самолетах в ВИП-комплектации. Такое доверие со стороны тайских властей стало лишним подтверждением надежности SSJ100. В 2016 году самолеты были поставлены заказчику.

А в 2016 году Superjet 100 пополнил парк самолетов ирландской авиакомпании CityJet. Российские авиалайнеры заменили устаревшие суда, которые использовались компанией для совершения рейсов по Старому Свету. В настоящий момент перевозчик эксплуатирует шесть таких самолетов и ожидает дальнейших поставок уже заказанных лайнеров.

Наибольшим спросом Superjet 100 пользуется у себя на родине - в России. Самолет эксплуатируют сразу несколько авиакомпаний, среди которых стоит отметить "Аэрофлот", "Газпром авиа", "Якутию", "Ямал", "ИрАэро", Азимут и РусДжет. Лайнер также используется и в ведомственных авиапарках МВД России и МЧС.

У всех заказчиков свои планы на SSJ100, а потому на сегодняшний день у самолета появились и специальные модификации. Самолет для МЧС, к примеру, предназначен для санитарной эвакуации, оснащен современным оборудованием и специальными медицинскими модулями, аппаратом искусственного дыхания и кардиомониторами, которые позволяют оказывать медицинскую помощь во время полета любым больным, а также раненым или пострадавшим от природных и техногенных бедствий.

Собирают самолеты все там же - в Комсомольске-на-Амуре. Три отсека, в том числе головной и хвостовой, сюда привозят на грузовиках из Новосибирска. Оставшиеся отсеки, а также крылья и центроплан (центральную часть крыла), производят на месте - в модернизированных цехах Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю. А. Гагарина. При создании самолета используется самое современное оборудование, которое закупается как в России, так и за рубежом.

Сейчас, по итогам первых десяти лет, можно сказать, что ключевыми преимуществами Sukhoi Superjet 100 стали экономическая эффективность в эксплуатации и комфорт салона. За прошедшие годы самолет доказал свою надежность и полюбился работающим на нем пилотам. Производство лайнера постоянно совершенствуется, портфель заказов растет. Потому остается лишь пожелать юбиляру чистого неба и новых успехов в освоении российского и зарубежного рынков.