В ЕС произошел евросбой власти

Президент Чехии Милош Земан забил тревогу: в Европе вновь появилось много разделительных линий. Десятилетиями Евросоюз пытался стать ключевой объединяющей народы силой. Однако сегодня ЕС явно не в ударе. Земан знает, о чем говорит. Поскольку одна из новых разделительных линий прошла прям через Прагу. А вторая - через Кишинев. И, похоже, это только начало.

"В Европе много разделительных линий и одна из них проходит между Россией и остальной Европой. Не буду преувеличивать и говорить, что возник новый железный занавес, но определенная разделительная линия существует. Поверьте моему богатому политическому опыту - гораздо труднее найти себе друзей, чем обрести врагов", - поведал чешский президент, выступая в Страсбурге на Парламентской ассамблее Совета Европы.

Но в Евросоюзе сегодня, похоже, мало кто готов прислушаться к словам Земана. Эмоции зашкаливают. Амбиции бьют через край. Обретают врагов пачками, а от друзей также активно отворачиваются. Причем речь идет не только о межгосударственных отношениях. Европейцы стали с упоением искать себе врагов уже внутри собственных стран. Даже на уровне исполнительной власти.

Чужое мнение перестало быть уважаемым. Клеймить и осуждать в евростолицах научились со смаком и явно нездоровым азартом. Возьмем, к примеру, последнее выступление Земана. Он заметил: "Я хотел бы сослаться на бывшего федерального президента ФРГ господина Гаука, который публично сказал в Праге, что если мы возьмем Крым и возвратим его Украине, это будет означать войну в Европе. Я только цитирую его, не больше. Хотите ли вы пойти на риск европейской войны?" И тут же добавил: "Необходимо, прежде всего, попытаться избежать войны в Европе…Если будет диалог между Россией и Украиной, я - это моя точка зрения - считаю, что тогда можно задуматься о компенсации за Крым, финансовой компенсации или же компенсации в форме поставок нефти или газа".

Одним из первых отчитал чешского президента премьер Чехии Богуслав Соботка. На своей странице в Twitter он написал: "Выступление Земана в Совете Европы резко противоречит нашей внешней политике, и президент не имел на это мандата от чешского правительства". А разве народ Чехии, избрав Земана, не наделил его соответствующим мандатом? Разве он не имеет права на свою точку зрения? Что случилось с евродемократией?

Другой пример - Молдавия. Там уже в открытую идет "война" между проевропейским правительством страны и опять же избранным народом президентом Игорем Додоном. Дело дошло до того, что министры подстрекают военных отказываться исполнять приказы президента. Правоохранительные органы ему мешают проводить встречи с приглашенными, разворачивая их на границе.

И, очевидно, возвращаться к полноценной и активной работе (в интересах молдавского народа) в правительстве не собираются, сосредоточив весь свой интеллектуальный "потенциал" на борьбе с президентом. Во вторник Додон встречался с президентом России Владимиром Путиным. Вот что он заявил:

"Правительство и парламентское большинство, контролируемое странами Запада, всеми силами пытается подорвать отношения между нашими странами... Категорически осуждаю любые антироссийские проявления в деятельности властей Молдовы, такие как депортации из Молдовы российских должностных лиц, журналистов и артистов, антироссийскую пропаганду государственных СМИ". Очевидно, прав г-н Земан - в Европе стремительно растет число разделительных линий. Кто в этом заинтересован? Уж точно не Москва, которая многократно на различных уровнях предлагала и продолжает предлагать всем вернуться к взаимовыгодному диалогу.

Мнение

"Разноголосица, которую мы услышали из Чехии, когда президент и премьер высказывают прямо противоположные мнения по отношению к Крыму и России, неудивительна. Расколота не Чехия - расколот весь Запад. Россия является "оселком", который выявляет это. А раскол идет между глобальными силами и национальными. Как бы кому-то ни хотелось, Россия - это часть Запада, часть христианской цивилизации и Европы. С этим ничего сделать нельзя. Поэтому попытки делить Россию и Запад по этому принципу несостоятельны", - заявил в эфире радио Sputnik политолог Леонид Крутаков.