08.11.2017 22:26
    Поделиться

    Уфимцев: Без разрешения собственника узнать историю машины не получится

    Какие документы из ГИБДД должна получить страховая компания? Как она устанавливает размер выплат? Обо всем этом рассказал вчера на "горячей линии" в "Российской газете" исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.

    Но разговор мы начали с другой темы. Вчера минфин предложил поправки в закон об организации страхового дела, которые предусматривают создание единой базы данных автовладельцев. А непосредственным держателем и распорядителем этой базы должен выступить РСА. Не задать вопрос о такой базе Евгению Уфимцеву было невозможно.

    Создание такой базы данных требует не только законодательных поправок, но и существенных финансовых вложений.

    Евгений Уфимцев: Сегодня Российский союз автостраховщиков осуществляет ведение данных в двух информационных системах. Одна система содержит информацию о договорах страхования. С ее помощью страховщики получают информацию, необходимую для расчета коэффициента бонус-малус. Вторая - это бюро страховых историй. Она наполняется сведениями по договорам добровольных видов страхования. В законе прописаны требования о наполнении этой системы и частично о получении информации из нее. И именно с этим моментом - проблемы. Есть 152-й закон о защите персональных данных. В законе об ОСАГО не полностью прописаны возможности этой системы.Бюро страховых историй создано по аналогии с банковским бюро кредитных историй. Она даст широкий спектр возможностей для получения гражданами информации обо всей истории автомобилей.

    Страховые истории автомобилей появятся в Интернете. Но не все получат к ним доступ

    Мы, как оператор, достаточно жестко придерживаемся закона. Есть четко приписанная бюрократическая процедура. Человек должен прийти к нам или в страховую компанию с паспортом. Когда будет установлена его личность, тогда будет принято решение: можно предоставить ему такую информацию или нет. Если гражданин не имеет отношения к автомобилю, то есть он ни его собственник, ни даже владелец, то скорее всего он получит отказ. Изменить эту сложившуюся систему можно только внесением изменений в законодательство.

    Евгений Владимирович, то есть ни сейчас, ни после создания такой базы ни один потенциальный покупатель машины не сможет проверить ее историю до тех пор, пока хозяин машины не разрешит?

    Евгений Уфимцев: Именно так. Пока в закон об ОСАГО или о страховом деле не внесены изменения, история автомобиля доступна только владельцам машины. Какое основание у нас будет для того, чтобы предоставить такую информацию третьим лицам? Никакого. Это нарушение закона о защите персональных данных. Поэтому нужно внести изменения в закон, которые бы давали полномочия, не нарушая закона о персональных данных. Сейчас этой историей пользуются только госорганы. Речь идет об обращениях МВД, судебных приставов и прочих.

    Евгений Владимирович, вернемся к авариям. Предупреждали ли региональные управления ГИБДД местные страховые компании о том, что с 20 октября перестанут выдавать справки о ДТП?

    Евгений Уфимцев: Да, мы от нескольких страховых компаний слышали о том, что такая информация до них доводилась и региональные подразделения ГИБДД проводили совещания со страховщиками. Но я не могу сказать, что это было повсеместно по России.

    А это какие регионы?

    Евгений Уфимцев: Например, Челябинская область, Республика Татарстан, еще ряд регионов. Там региональные представители ГИБДД собирали страховщиков, обсуждали с ними, как теперь планируется действовать. Нам даже говорили в некоторых регионах, что к процессуальным документам сотрудники ГИБДД присовокупляют дополнение с описанием всех участников и всех повреждений. Эдакое приложение к документу, которое справкой о ДТП не называется.

    После вступления в силу регламента о работе ДПС есть случаи отказа в выплате из-за отсутствия справки о ДТП?

    Евгений Уфимцев: У нас жалоб в Российском союзе страховщиков не появилось. Мы обратной реакции от потребителя не заметили. Хотя у нас очень чувствительный информационный колл-центр. Можно оставить электронное сообщение на сайте. И, как правило, мы очень быстро реагируем. Но прошло уже две недели, даже чуть больше, и каких-либо жалоб не возникало. Возникают вопросы разъяснительного характера, кто-то где-то прочитал и теперь опасается, что не сможет правильно оформить аварию. Звонит, спрашивает - мы ему объясняем. А так, чтобы был запрос, что я страховщику принес постановление или протокол, и мне отказали - пока мы такого не слышали. И страховщики пока, как мы понимаем, вопрос так активно не поднимали. Хотя, конечно, еще времени мало прошло.

    Получить сведения об автомобиле из базы данных можно будет только с согласия его собственника

    То есть все страховщики принимают заявления, не имеют возражений и платят по счетам?

    Евгений Уфимцев: Да. Сейчас у нас жалоб с отказами именно по этой причине нет. Единичные жалобы возникают, но они были всегда.

    При составлении европротокола существует много нюансов, которые трудно соблюсти в условиях стресса. Стоит ли в этой ситуации рисковать, может быть, надо в любой ситуации, даже при мелком ДТП, обязательно вызывать сотрудников ДПС? Борис, г. Москва

    Евгений Уфимцев: Я думаю, что не так страшно оформление европротокола. Я сам как участник такого небольшого дорожно-транспортного происшествия тоже в стрессовой ситуации заполнял его. Могу сказать, что, наверное, основная проблема, которая на сегодняшний момент есть у людей, та, что они привыкли к бумаге какого-то госоргана и боятся, что их подпись под документом не будет для страховщика основанием для выплаты. Могу прямо сказать: не бойтесь, документ очень простой, он потому и называется европротокол - его заполняет вся Европа. Поля, которые там есть, которые необходимо заполнить, очень простые и переносятся из ваших документов, которые имеются у автомобилиста, допускаются исправления, только заверенные. Если вдруг там что-то неправильно написали, ничего страшного, необходимо исправить и заверить своей подписью и подписью второго участника, что он согласен с этим. Вдруг вы текст неправильно написали или цифры не те указали. Поэтому по нашим данным, хотя доля европротокола неуклонно растет, количество жалоб от людей о том, что были отказы по европротоколу именно из-за неправильно оформленных документов, практически исчисляются десятками в год. Могу прямо сказать, не бойтесь. Единственное пожелание: при заключении договора ОСАГО, когда страховщик выдает бланк извещения о ДТП, просмотрите его, задайте вопросы. Многие страховые компании в приложении к своим правилам выдают образец заполнения европротокола - как, какие поля заполнять и что там необходимо писать. Это очень просто, полчаса времени, и вы будете спокойно в течение года ездить, зная, что быстро оформите европротокол.

    О тонкостях автострахования и эксплуатации авто в рубрике "Юрконсультация" рассказывают эксперты "РГ".

    Поделиться