Второго февраля в Волгограде парадом и салютом отметят знаменательную дату -75 лет победы в Сталинградской битве. Отметят уже без тех, кто сломал хребет немецким армиям на Волге, а до этого разорвал блокаду Ленинграда. Кого-то из живых участников войны еще пригласят на трибуну или в президиум, но число фронтовиков тает на глазах. Остаются лишь их скупые воспоминания.
А еще - подлинные документы из военных архивов, которые теперь доступны в электронном виде на интернет-портале "Память народа".
"Знал, что дед прошел всю войну и был танкистом. Помню, как его награждали орденом Отечественной войны в 1985-м. И все. Сейчас узнать не у кого. Дед умер. Отец, который мог бы рассказать что-то про деда, тоже. Благодаря вашему сайту узнал, где и кем воевал, чем награжден, проследил путь его части. В документах есть все: даты, звания, названия частей, фамилии командиров. По названию части на других сайтах получил море информации. За два часа узнал больше, чем узнал до этого за 48 лет жизни. Вы делаете большое дело. С ув., Макогон Николай. Внук Макогон Сергея Степановича, мл. сержанта 20 тбр".
Ответственную и кропотливую работу по переводу бумажных архивов времен Великой Отечественной войны в электронный формат уже более десяти лет по договору с Министерством обороны РФ ведет компания ЭЛАР. С чего начинались и как возросли за это время объемы рассекреченных и введенных в общедоступный оборот архивных документов, рассказывает технический руководитель проектов ОБД "Мемориал" и "Подвиг народа" Виктор Тумаркин.
Какое событие или дату берете за точку отсчета в этом, без преувеличения, глобальном проекте?
Виктор Тумаркин: Примерно двенадцать лет назад в Военно-мемориальном центре Вооруженных сил России (ныне - Управление Минобороны РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества) разработали Концепцию интернет-портала для поиска погибших и пропавших без вести во время Великой Отечественной войны. Пилотный проект, созданный на ее основе, получил поддержку и развитие. Следующим шагом стало создание Обобщенного компьютерного банка данных - ОБД "Мемориал".
Первые документы об именных потерях Красной Армии в Великой Отечественной войне - около 1,2 миллиона записей - были переведены в цифровой формат и выставлены в интернет в январе 2007-го. К началу следующего года объем ОБД "Мемориал" составил уже 20 миллионов записей об участниках войны из всех республик бывшего СССР. Сейчас - более 50 миллионов.
А что это за документы? Какую информацию они несут?
Виктор Тумаркин: Первоначально в банк были загружены документы из фондов безвозвратных потерь ЦАМО - Центрального архива Министерства обороны России. Это в основном донесения о погибших, пропавших без вести, умерших от ран, а также книги погребений. К ним добавились паспорта воинских захоронений, которые хранились в Военно-мемориальном центре Вооруженных сил.
С именными списками?
Виктор Тумаркин: Не всегда. Но во многих случаях такие списки прилагаются. Вслед за этим были обработаны документы о безвозвратных потерях, включая картотеку погибших моряков из архива Военно-Морского флота в Гатчине. Плюс - документы о потерях войск НКВД.
Большой и важный массив информации предоставил ГАРФ - Государственный архив Российской Федерации. Это документы из фондов Чрезвычайной Государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, Управления советской военной администрации в Германии и Управления уполномоченного Совета министров СССР по репатриации. Сюда же примыкают документы о советских военнопленных из нескольких областных и республиканских государственных архивов.
А с трофейными документами вы тоже работаете?
Виктор Тумаркин: Разумеется. Была переработана и атрибутирована в едином формате картотека военнопленных офицеров, которую оцифровали еще до создания ОБД "Мемориал" в ассоциации "Военные мемориалы". Добавлена информация о советских военнопленных из фондов трофейных документов, фильтрационная картотека из Российского Государственного военного архива - РГВА.
Сведения об умерших в госпиталях тоже из разных мест стекаются?
Виктор Тумаркин: В частности, изучены и оцифрованы книги учета умерших и книги погребений медицинских учреждений, которые в свое время не были переданы в Центральный архив Минобороны в Подольске, а хранятся до сих пор в его филиале (Музее военно-медицинских документов) в Санкт-Петербурге.
Среди подобных документов встречаются так называемые "неформализованные" - именную и актуальную информацию в них надо отыскивать и анализировать. Например, справки уточняющего характера или документы на немецком, финском, румынском, венгерском языках, включая карточки военнопленных.
В текущем режиме обрабатываем и загружаем в общую поисковую базу обновленные и новые паспорта воинских захоронений, которые поступают в Управление Минобороны РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества. И уже несколько лет ведем работу по оцифровке и загрузке похоронных извещений, что хранятся практически во всех районных и городских военкоматах.
Какой из всего этого вывод? Возрастают шансы найти кого-то из близких, чьи следы затерялись в войну, а запросы в архивы до сих пор ничего не дали?
Виктор Тумаркин: В общем - да. И связано это с тем, что пользователи интернета, владеющие русским языком, могут самостоятельно искать, сопоставлять и анализировать документы Великой Отечественной, взятые из разных архивов, фондов и других заслуживающих доверия источников.
Хочу особо подчеркнуть: ОБД "Мемориал" не просто база данных, но электронный банк подлинных документов, которые хранятся в различных архивах. И сам тот факт, что информация объединена из разных источников, дает возможность оперативно находить сведения, не прибегая к запросам в несколько инстанций.
Очень важно, что в наш банк были внесены данные из трофейных карточек на советских военнопленных. Ведь многие участники войны, о которых в первичных донесениях писали как о пропавших без вести, на самом деле погибли в плену.
Или возьмите Книги памяти, что создавались во всех областях, краях и республиках СССР - сейчас оцифровано и загружено в ОБД "Мемориал" более тысячи печатных томов с именной информацией - это еще 11 миллионов записей.
Но ведь бумажные Книги памяти создавались через несколько десятилетий после войны, их трудно назвать первоисточниками…
Виктор Тумаркин: Согласен. Но в чем их ценность для поиска? Часто бывает, что в архивных документах не удается найти сведений о ком-то из воевавших, а в Книгах памяти они есть. Именно доступность информации из нескольких источников и возможность ее самостоятельно анализировать позволили прояснить сотни тысяч человеческих судеб.
Это, я бы сказал, одна - содержательная - сторона дела. А есть и вторая - условно говоря, техническая. При обращении в архив с письменным запросом, как правило, указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения человека. Для подготовки ответа работники архивов искали соответствующие данные по картотекам и могли их не найти из-за того, что в документе, например, неверно отражена буква в фамилии или отчестве.
При работе с электронной базой оцифрованных и атрибутированных материалов (той же картотеки) можно самому и неоднократно варьировать поисковый запрос путем ввода разных вариантов написания фамилии, имени, отчества и других установочных данных.
Особенно в тех случаях, когда эти данные могут допускать (предполагают) разночтения в буквах, цифрах или их сочетании…
Виктор Тумаркин: Да. Или когда не уверены в точности собственных сведений о человеке, которого пытаетесь найти. В таких случаях пробуйте вводить разные варианты - только делайте это последовательно, меняя что-то одно, в одном месте.
Понятно, что документы, с которыми приходится иметь дело, создавались в боевой обстановке, имена и фамилии часто писали на слух, нередко - со слов раненых и их соседей по койке в госпитале или медсанбате. Ошибки из прошлого неизбежны. А как не допустить новых - при сканировании и последующей расшифровке рукописных текстов?
Виктор Тумаркин: Это очень важный вопрос, вы правы. Ведь требовалось не просто отсканировать документы - зачастую очень ветхие, выцветшие, на вторичной бумаге, но и ввести с электронных образов информацию, которая становится поисковой. Автоматическое распознавание тут исключено. Выцветшая ветхая бумага и неразборчивый почерк делают это нереальным.
Даже в тексте, который только что написан, бывает трудно различить буквы и слоги "п" и "н", "лю" и "мо", "ме" и "ли". А что говорить про документы, составленные 70 лет назад?! Поэтому была разработана специальная технология, при которой одни операторы отвечали за ввод определенных полей, другие - за оставшуюся часть документа.
Как ни старайся, ошибки и неточности, случаются…
Виктор Тумаркин: Мы знаем. И обо всех таких случаях просим нам сообщать, чтобы оперативно привести поисковую запись в соответствие с документом-оригиналом.
Вслед за ОБД "Мемориал" о погибших и пропавших без вести в годы войны был создан банк наградных документов "Подвиг народа". Что он собой представляет?
Виктор Тумаркин: Первоначально на сайт был загружен компактный массив наградных документов из ЦАМО и архива Военно-Морского флота в Гатчине. Затем проведена обработка учетной картотеки награжденных и картотеки награжденных орденами Отечественной войны к 40-летию Победы.
В последующие годы в банк добавлена информация о награждении медалями за оборону, освобождение и взятие городов и территорий, а также медалями за победу над Германией и победу нал Японией - это так называемые безномерные награды. К сожалению, информация о них разбросана по разным фондам, не имеет компактных массивов, поэтому оказалась далеко не полной.
Сейчас в ОБД "Подвиг народа" более 26 миллионов записей с именной информацией. Большинство таких документов содержат описания конкретных боевых эпизодов. Эта информация выделена из наградных листов и приказов, что помогает любому, кто владеет компьютером и русским языком, сразу же находить ее.
В 2014 году стал действующим поисковым и фактографическим инструментом объединенный интернет-портал "Память народа". С какой целью он был создан и в чем его особенность?
Виктор Тумаркин: Этот ресурс - с интеллектуальной системой поиска. С одной стороны, он открывает доступ к информации одновременно из ОБД "Мемориал" и "Подвиг народа". А с другой - дает возможность просматривать оперативные документы частей, в том числе карты и журналы боевых действий, по которым, в частности, можно определить местоположение части на конкретную дату.
Все это вместе взятое позволяет самостоятельно, прямо из дома, вести архивный поиск в отношении участников и событий Великой Отечественной, прояснять фронтовую судьбу близкого вам человека: место и род его службы, звание, отличия в боях, дату и причину выбытия - гибель, ранение, плен, освобождение, новое назначение, перевод в другую часть и т.д.
На портале "Память народа" собрана и открыта информация о местах первичных захоронений солдат и офицеров, которые погибли в бою или умерли от ран и болезней в госпиталях и медсанбатах. Родные и близкие, узнав адрес первичного захоронения и найдя это место на исторической и современной картах, получают возможность тут же, по картам и документам-первоисточникам, навести справки о характере боевых действий в этом месте в указанный период.
Алгоритм поиска на объединенном портале чем-то отличается от уже привычного многим на ОБД "Мемориал" и "Подвиг народа"?
Виктор Тумаркин: Отличается. Есть много дополнительных опций и сервисов. Например, при выполнении поиска кроме данных, точно совпадающих с вашим запросом, в список найденного выводятся и записи с небольшими отличиями - расхождения на 1-2 буквы в имени-фамилии, с другой датой рождения и т.п. С учетом вполне объяснимых искажений и неточностей, о которых мы говорили выше, это опция может оказаться очень полезной.
Создание такого портала потребовало огромной методологической работы и сложной многоэтапной реализации, включая разработку и внедрение новых IT-технологий и инструментов. Это, во-первых, мощные поисковые возможности банка данных, обеспечивающие десяткам тысяч пользователей бесперебойный доступ к миллионам документов. Плюс - инструменты для предельно точного и детализированного восстановления боевого пути конкретного участника войны. Как дополнительная и очень полезная опция появилась возможность создавать и сохранять свой личный архив, основанный на исследовании документов.
Насколько востребованы эти поисковые ресурсы? Какие цифры характеризуют их посещаемость?
Виктор Тумаркин: Запросы поступают из 213 стран, число пользователей перевалило за 60 миллионов. Пиковые нагрузки - в дни майских праздников: от 497 до 965 тысяч посетителей в сутки, до 1000 заходов в минуту. Миллионы людей смогли найти на этих сайтах информацию о своих близких, в том числе ранее им не известную.
При всем том еще очень большое число участников Великой Отечественной войны, и Сталинградская битва не исключение, по сей день числятся пропавшими без вести. Или - среди тех, кто остался на поле боя без должного упокоения и чьи имена не увековечены.
Поэтому работа продолжится. Особенность ее в том, что при наполнении сайтов сначала выбираются компактно лежащие в архивах массивы, а потом начинается выискивание дополнительных документов из различных источников.
Что актуально на этом этапе?
Виктор Тумаркин: В прошлом году Министерство обороны провело опрос в субъектах федерации: какие документы периода Великой Отечественной войны есть в военкоматах? Из полученных ответов видно, что одних только похоронных извещений в их архивах более 2 миллионов. Но как до них добраться?
Здесь можно отметить и поставить в пример опыт Татарстана, откуда нам передали для обработки и загрузки в ОБД "Мемориал" уже оцифрованные образы похоронных извещений из большинства военкоматов республики. С участием волонтеров и добровольцев-поисковиков получены для обработки фотографические образы "похоронок" из некоторых других военкоматов России и ближнего зарубежья - в частности, из Ужурского РВК Красноярского края и нескольких районов Московской области. Но основная работа с похоронными извещениями еще впереди.
Отдельная тема - информация о военнопленных. Министерство обороны России этим плотно занимается. Мы надеемся на продолжение обработки документов NARA - Национального архива США, ведутся переговоры о доступе к немецким архивам. Но огромная "черная дыра" - документы концлагерей на территории СССР. Есть данные по лагерям в Масюковщине, Умани, Тирасполе, Бельцах, еще нескольких, но по большинству - ничего или почти ничего.
Периодически просачивается информация об обнаружении списков военнопленных в городских и районных архивах на бывших оккупированных территориях. Убедительная просьба ко всем архивистам, краеведам и поисковикам: при появлении такой информации сообщать нам. Такие документы будут всегда востребованы в ОБД "Мемориал" и принесут для кого-то долгожданную весть.
Р. S.
К канун 75-летия победы в Сталинградской битве "Российская газета" и "Российская газета - Неделя" публикуют простые и наглядные рекомендации, своего рода пошаговый путеводитель - что, где и как можно найти на портале "Память народа", исследовать, переслать родным или коллегам, сохранить в виде копии для последующей работы. Если с первого раза что-то важное найти не получится - не отчаивайтесь. Измените условия поиска и попробуйте еще раз. И помните: надежды ищущих бессмертны.
Создатели ОБД "Мемориал", "Подвиг народа" и объединенного портала "Память народа" получают много отзывов, в которых люди выражают благодарность за создание этих общедоступных ресурсов.
Всех слов не хватит, чтобы отблагодарить за титанический труд, который проделан, чтобы потомки знали и помнили своих предков! Конечно, мало, конечно, хочется больше, но даже этого хватило, чтобы волосы на голове поднялись дыбом и слезы посыпались из глаз. Я хоть что-то узнал о своем деде - Бабенышеве Степане Дмитриевиче. Низкий вам поклон от всего нашего рода! Бабенышев Дмитрий Михайлович.
***
Спасибо за информацию о моем деде - Эмерсали Усеине Эреджебе. Его семья о его подвигах ничего не знала. Знали только, что пропал без вести в 43 или 44 году. Его сын, мой отец, всю жизнь ждал его. Говорил - если "без вести", значит, может быть живым: плен или еще какие обстоятельства… Дед - крымский татарин, да еще и без вести пропал. Некоторым в послевоенные времена это навевало очень "интересные" мысли, которые его сыну тут же высказывались. В общем отцу, тогда еще мальчишке, постоянно приходилось отстаивать честь отца и свою тоже. Он умер в 2014-м, так и не узнав правды... Я плачу и я счастлива. Большое спасибо всем, кто причастен к этому. Нина Борисовна Эмерсали, Иркутск.
***
Хочу сказать огромное спасибо за то, что мы нашли своих предков. До этого дня мы не имели никаких сведений о них. Благодаря вашему сайту нашли, где их похоронили. И теперь собираемся в Украину, г. Зиньков. Кертаев Турсымбек и Бисембаев Бекбай были нашими прадедами. Айжан.
***
Я нашла информацию о своем дедушке Демидове Семене Павловиче, 1919 года рождения, которого никогда не видела, т.к. родилась уже после его смерти. Волнительно читать документы о его подвиге, т.к. знала о дедушке по рассказам папы. Низкий поклон. С уважением, Ирина Демидова.
***
Хранить память о наших предках, защитивших нашу страну - это ВЕЛИКОЕ ДЕЛО! Мы нашли информацию о наградах моего дорогого дедушки. Мы всегда знали, что он настоящий герой! А теперь я могу показать ваш сайт своей дочери, и она сможет сама увидеть эти приказы и акты о награждениях, узнать какие подвиги были совершены, сколько мужества, моральных и физических сил было необходимо для победы над врагом. Спасибо за эту возможность. Юлия.
***
Я нашла информацию о своем дедушке Хорошилове Луке Никитовиче! Он умер, когда мне было 8 лет, и я ничего не успела от него узнать. На вашем сайте я узнала весь героический путь дедушки до Берлина. И как он под огнем врага отремонтировал свой танк и был представлен к награде. Сердечно благодарю всех, кто занимается этой трудной и кропотливой работой! Федореева Ирина.
***
Благодаря материалам, которые нашла на сайте, образ моего деда Мурсалимова Якуба стал ближе и роднее. Местные архивы ответили, что не имеется никаких материалов, а сослуживцы подсказали ваш сайт. Желаю успешного завершения поистине титанической работы по электронной обработке архивных материалов. Байдильдинова Зайтуна.
***
Мой отец Гендик Николай Павлович умер в 1970 году. Он так и не узнал, что был награжден орденом Красной Звезды - орденскую книжку вручили уже нам в Борисовском военкомате в 1990 году. Сейчас мы смогли ознакомиться с документами и узнать о героическом прошлом нашего отца и деда. Спасибо! Пусть никогда не будет войн! Сачик (Гендик) Раиса Николаевна
***
Мы не только нашли нашего деда (Зербул Михаил Платонович), но и проследили весь его боевой путь с 1941 по 1945 год, включая страницу боевой операции. Это невероятно! Желаем вам неиссякаемых сил, вдохновения и крепкого здоровья. С благодарностью, семья Зербул, город Одесса.