Номинанты "Оскара": "Лучший фильм на иностранном языке"
"Нелюбовь" (Россия)
О фильме Андрея Звягинцева сказано уже столько, что добавить к этому нам нечего.
Свое же мнение мы в свое время высказали предельно конкретно: кромешная мизантропия известного российского режиссера вышла на новый уровень, и никакими техническими достоинствами (в который раз свое мастерство продемонстрировал Михаил Кричман - вот бы кому номинацию) желания развидеть "Нелюбовь" не приглушишь.
Такого рода тупиковая социальная критика с ощутимым политическим привкусом ценится и в Западной Европе (Каннский фестиваль и "Сезар" не дадут соврать), и за океаном. Поэтому шансы картины Звягинцева, рассказывающей о том, как родители-свиньи под злобный бубнеж Дмитрия Киселева и его коллег довели своего ребенка до побега, имеет все шансы на победу. Которые были бы, пожалуй, исключительными, если бы не шведский "Квадрат".
"О теле и душе" / Testről és Lélekről (Венгрия)
Кандидат из Венгрии, где фестивальный кинематограф последние годы обильно цветет и плодоносит. Нежная, воздушная, поэтичная и простая в хорошем смысле драма о любви. То есть полная противоположность "Нелюбви". Свободная даже от намеков на конъюнктурность, находящаяся вне любых модных трендов, эта картина выглядит чужеродным элементом среди остальных номинаций. И потому за нее хочется поболеть.
Директору мясокомбината, далеко не молодому мужчине с нефункционирующей рукой, снится, что он олень. Инспектору по качеству на том же мясокомбинате, молодой девушке с психическими проблемами, снится, что она самка оленя. В том же самом сне. Каждую ночь они превращаются в оленей и целомудренно скачут по лесам, пьют водичку из ручья, жуют флору. А днем, наяву, неловко пытаются наладить контакт.
Потому что когда ты олень, всякие глупые социальные нормы отсутствуют, и все очень просто. У людей сложнее. Особенно когда один человек - душевно больная юная прелестница, а другой - телесно больной (ну вы поняли: о теле и душе) директор мясокомбината, который юной прелестнице в отцы годится.
"Квадрат" / The Square / Rutan (Швеция)
Главный конкурент Андрея Звягинцева - триумфатор последнего Каннского фестиваля Рубен Эстлунд и его "Квадрат", нещадно язвительным тоном режущий правду-матку об этом вашем современном искусстве, а также о социальных и всех прочих проблемах современной Европы.
Главный герой - куратор музея современного искусства в Стокгольме, интеллектуал и сноб, с которым происходят разные неприятности. Одна из них случается из-за арт-инсталляции "Квадрат", представляющей собой собственно квадрат, ограниченную территорию 4 на 4 метра. Все, кто в этот квадрат заходят, по задумке автора, становятся совсем-совсем равны и должны быть лапочками.
Используя эту наивно-прекраснодушную идею и ее дальнейшее развитие в реальности как пример (плюс еще пару ситуаций), Эстлунд объясняет, что не так сегодня с западным миром и почему. Красиво, достаточно - для такого рода кино - увлекательно, но главное - доходчиво и вполне убедительно (если не считать одной спорной и не очень приятной для отечественного зрителя сцены).
"Фантастическая женщина" / Una Mujer Fantastica (Чили)
Не дай вам Бог как-нибудь перепутать чилийского претендента на "Оскар" с "Чудо-женщиной", потому что вместо аляповатой комиксовой пропаганды феминизма вы получите совершенно невыносимую драму о тяжелой жизни людей, сменивших пол, где нет буквально ничего, кроме громкого, но малоубедительного плача по поводу всеобщей вопиющей нетолерантности.
Семья скоропостижно скончавшегося пожилого мужичка не рада видеть на похоронах (да и вообще не очень рада видеть) его любовницу-трансгендера, ради которой (которого?) он бросил жену и детей. Нет, ну вы представляете, какие нетерпимые мерзавцы! Любовницу-разлучницу с природными женскими гениталиями, небось, с распростертыми объятьями бы встречали. По крайней мере, так явно почему-то думает автор фильма Себастьян Лелио.
Фильм настолько беспомощен, что его победа казалась бы чем-то из области фантастики, если бы мы не помнили о слабости жюри Американской киноакадемии ко всяческим подобного рода вывертам.
"Оскорбление" / Insult / L'insulte (Ливан)
Первый в истории ливанский претендент на "Оскар", фильм Зиада Дуэри "Оскорбление", - единственный, который команде "Кинократии" пока не удалось посмотреть из списка номинантов этого года.
Известно, что он подходит к сложной теме религиозного противостояния на Ближнем Востоке с непривычной стороны, повествуя о бытовом судебном споре между ливанцем и палестинцем, христианином и мусульманином.
Звучит интересно (при первой же возможности мы расскажем об "Оскорблении" подробнее), но с точки зрения конкурентоспособности на этом "Оскаре" - не слишком перспективно.