02.03.2018 18:55
    Поделиться

    "Кинократия" представляет номинантов "Оскара": кроме главного, часть 1

    Мы продолжаем наш цикл обзоров оскаровских номинантов этого года. На очереди - первая часть списка полнометражных игровых фильмов, представленных во всех категориях, кроме номинаций "Лучшие визуальные эффекты" (о которой мы уже подробно рассказали), "Лучший фильм на иностранном языке" и "Лучший фильм" (о них мы еще расскажем в ближайшее время).

    "Горе-творец" / Disaster Artist

    Номинации: "Лучший адаптированный сценарий"

    Джеймс Франко, снявший любовное посвящение одному из главных претендентов на звание худшего кинодеятеля планеты Томми Вайсо и его монструозному детищу - фильму "Комната", сам же и исполнил главную роль. Получилось трогательно, порой уморительно, а местами - просто искрометно.

    За это Франко совершенно справедливо успел получить "Золотой глобус" в категории "Лучший актер в комедии или мюзикле". И быть бы ему неизбежно в числе оскаровских номинантов за главную мужскую роль, если бы увесистый осколок вскоре разорвавшейся в Голливуде бомбы секс-скандалов не задел Джеймса и не сделал бы его в один момент "нерукопожатным" для его безупречных совестливых коллег.

    В итоге - только номинация за сценарий, к которому Франко, понятное дело, непричастен (зато причастен звезда "Комнаты" и соавтор книги о ней Грег Сестеро). Лучше чем ничего, конечно: совсем обойти вниманием эту прекрасную трагикомедию было бы форменным безобразием.

    "Роман Израэл, Esq" / Roman J. Israel, Esq.

    Номинации: "Лучшая мужская роль"

    А Дензел Вашингтон свою дежурную номинацию получил. Впрочем, на этот раз - вполне заслуженную. В отличие от прошлогодних унылых "Оград", попавших в целых четыре категории (но ничего не выигравших), фильм с неудобным для отечественных локализаторов названием (хотя российского проката пока не планируется) будет соревноваться только в одной - и вполне заслуженно.

    Начинаясь, как типичная судебная драма, картина Дэна Гилроя ("Стрингер") быстро покидает душные рамки жанра. И все - благодаря Вашингтону и его незадачливому персонажу - адвокату с экстравагантной афро-прической, который внезапно оказался в непривычной среде и перед специфической моральной дилеммой. Примечательно, что сюжет фокусируется на последней, а не на проблемах "цветного" населения Америки - которые, конечно, присутствуют, но, скорее, как фон.

    История не бог весть какая захватывающая, но в достаточной мере забавная и цепляющая, чтобы обратить на нее внимание. К тому же в "Романе Израэле" - отличный саундтрек, в чем он способен посоревноваться с таким явным хедлайнером, как "Малыш на драйве".

    Ферма "Мадбаунд" / Mudbound

    Номинации: "Лучший адаптированный сценарий", "Лучшая женская роль второго плана", "Лучшая операторская работа", "Лучшая песня"

    Зато "Ферма "Мадбаунд", сценарий которой основан на романе Хиллари Джордан, целиком посвящена упомянутым выше проблемам "цветного" населения. Она набрала аж четыре номинации. В том числе - за этот самый сценарий.

    Тягучая, длительностью почти в два с половиной часа, семейная сага о суровых реалиях середины XX века, прошедшей в позорной для США атмосфере повсеместного расизма, смотрится тяжело, хотя и сделана вполне добротно.

    Сразу две возможности побороться за престижную статуэтку получила певица Мэри Джей Бладж - за роль сильной и благородной матери многочисленного чернокожего семейства и песню к фильму. Примечательна и четвертая номинация "Мадбаунда" - впервые в истории в категории "Лучшая операторская работа" оказалась женщина - Рэйчел Моррисон, снимавшая, среди прочего, недавний марвеловский супер-блэксплотейшн "Черная пантера".

    "Маршалл" / Marshall

    Номинации: "Лучшая песня"

    В этом году Американская киноакадемия, конечно, не так фанатично сосредоточена на афроамериканской проблематике, как в прошлом (благо, не менее животрепещущих тем хватает), но недостатка в ней, разумеется, нет и теперь.

    Подтверждение - "Маршалл", еще одна судебная драма, и тоже о неграх. Байопик о Тергуде Маршалле, первом чернокожем адвокате, добравшемся до Верховного суда США, несмотря на претензию на некоторый психологизм, избавлен от всякой "лишней" рефлексии, которая заметно разнообразила и углубила тот же "Роман Израэл".

    В результате - очередной ремейк "Убить пересмешника" с незначительными нюансами, легким акцентом на обличение антисемитизма и несколько неожиданной для такого фильма номинацией.

    "Тоня против всех" / I, Tonya

    Номинации: "Лучшая женская роль", "Лучшая женская роль второго плана", "Лучший монтаж"Байопик американской фигуристки Тони Хардинг, бешеной особы сложной судьбы, хорош во многих аспектах. Хотя некоторые утверждают, что фильм Крэйга Гиллеспи слишком уж как-то несерьезно, легкомысленно и несознательно обращается с темой домашнего насилия, и это, учитывая напряженную обстановку в Голливуде, действительно может стать проблемой. С другой стороны, раз номинации выдали - значит, все нормально.

    "Тоня против всех" - бойкая, задорная черная комедия с почти коэновским юмором, колоритными персонажами и настолько абсурдной историей, что трудно поверить в ее реальность. И тем не менее. В общем, шансы на трофей во всех категориях высокие, за исключением, пожалуй, "Лучшей женской роли" - слишком хороша Фрэнсис МакДорманд, чтобы Марго Робби могла с ней конкурировать. Зато блистательность Эллисон Дженни неоспорима. Даже если победа снова останется за diversity и "Оскар" уйдет Октавии Спенсер (во второй раз подряд) или Мэри Джей Блайдж, мы-то все равно будем знать.

    Что касается монтажа, то здесь в фаворитах "Дюнкерк", "Малыш на драйве" и "Форма воды", конечно. Однако все ж есть вероятность, что академики отметят тот эффектный прием, с помощью которого две разнородных составляющих "Тони" - псевдодокументальный и чисто игровой - гладко и бесшовно соединяются, не позволяя высокому темпу повествования сбиться: когда реплики персонажей из первой составляющей произносятся теми же самыми персонажами, но на 20 лет моложе, во второй.

    "Все деньги мира" / All the Money in the World

    Номинации: "Лучшая мужская роль второго плана"

    Удостоился бы фильм Ридли Скотта той же номинации, если бы Кевина Спейси не заменили Кристофером Пламмером? Нет: в качестве доказательства - пример Джеймса Франко (см. выше). Номинировали бы Кевина Спейси, если бы он был паинькой и не распускал бы руки? Пожалуй, да.

    И не только потому, что Спейси - громадного таланта артист, в чем никто не должен сомневаться. А и в силу самой роли. Джон Пол Гетти - лишь формально второплановая фигура. На самом деле - важнейшая и самая проработанная. Это гражданин Кейн Ридли Скотта, алчный капиталист, отнюдь не бесчувственный, но руководствующийся исключительно прагматизмом. Когда его внука похищают и требуют выкуп, он наотрез отказывается платить, сопровождая заявление объяснением, сомнительным с точки зрения этики, но логичным, если рассматривать ситуацию как вариант проблемы вагонетки.

    Наблюдать за персонажем Кристофера Пламмера интересно. Всяко интереснее, чем за всем остальным, что происходит в фильме. В целом "Все деньги мира" - не самое, мягко говоря, захватывающее зрелище. И на фоне этого - а также в свете известных событий - кандидатура Пламмера выглядит еще более предпочтительной. Но не будем забывать, что ему противостоит мощнейший дуэт Сэма Рокуэлла и Вуди Харрельсона. И Ричард Дженкинс, сыгравший гея, что автоматически его выводит в лидеры гонки.

    "Логан" / Logan

    Номинации: "Лучший адаптированный сценарий"

    Впервые в истории фильм по комиксу получил настоящую, "взрослую" номинацию. И хотя собственно адаптация может вызвать вопросы у фанатов (непонятно, в частности, куда делись остальные Люди Икс), во-первых, ответы на них найти можно самостоятельно, а во-вторых, это совершенно неважно (вот, кстати, и один из ответов).

    "Логан" кардинально отличается от всех прочих фильмов про супергероев в цветастых костюмах. В нем вообще нет супергероев в цветастых костюмах, а есть один стареющий, усталый экс-Росомаха и пронзительная история его пути к смерти под плотные гитарные аккорды и дрожащий голос Джонни Кэша.

    Довольно забавно, что пока диснеевский сегмент Marvel и DC бодаются за бокс-офис, ребята из Fox делают марвеловские кинокомиксы взрослее и умнее, привлекая Ноя Хоули и экспериментируя с жанрами. Вслед за "Логаном", футуристически декорированным нео-вестерном, нас ждет, как обещается, хоррор. Правильной дорогой идут товарищи.

    Поделиться