В Москве прошел вечер-реквием в память о жертвах трагедии в Хатыни
Среди присутствующих - Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота, депутаты, общественные и политические деятели, представители Постоянного комитета Союзного государства, ветераны, члены делегации "Дети войны". На стенах картинной галереи ДДК -фотовыставка, посвященная трагическому событию.
22 марта 1943 года была сожжена белорусская деревня Хатынь. Каратели уничтожили 149 человек, из них 75 детей. На экране - фотографии разрушенных в годы Великой отечественной войны белорусских городов и деревень.
Звучит музыка Георгия Свиридова "Любовь святая" в исполнении солистов хора Московской консерватории. Мерцают лампады.
На экране - видеозапись рассказа Иосифа Каминского, легендарного хатынца, который чудом остался живым после сожжения деревни. Он увековечен памятником "Непокоренный человек" - в образе старика, который держит на руках убитого мальчика - своего сына. Это злодеяние совершил 118-й полицейский охранный батальон СС. Полицаи согнали людей в сарай, подожгли его, а тех, кто вырывался, расстреливали.
На месте трагедии возведен уникальный мемориальный комплекс в виде сиротских печных труб на месте сгоревших изб. Здесь встречают не хлебом с солью, а звоном поминальных колоколов. Эти колокола оплакивают не только погибших жителей Хатыни, они скорбят о многострадальных жителях Ленинграда, сотнях тысяч жертв, замученных в Тростенце, Саласпилсе, Освенциме,Бухенвальде, Дахау, Майданеке.
Григорий Рапота, Государственный секретарь Союзного государства:
Подобные памятные вечера заставляют задуматься о многом. Хатынь - символ погибших мирных жителей, символ всех жертв, погибших в Великой отечественной войне. Я был в Хатыни не раз. Там потрясающий мемориал, в который вложена душа художника, душа человека. Он говорит о силе трагедии. Он - планетарный, заставляет задумываться о природе войны: отчего один человек убивает другого? Для верующего убить человека - совершить преступление против Бога, для атеиста убить человека - совершить преступление против природы. Ни одна война не может быть оправдана с моральных, этических, политических соображений. Даже война за отстаивание своих территорий - это трагическая необходимость. Во Вторую мировую войну СССР был поставлен в такую трагическую необходимость...
...Я из первого послевоенного поколения - родился в предпоследний год Великой отечественной войны. О войне у меня осталось два представления - радость от того, что люди остались живы, что ужас закончился. И второе - никто из воевавших не любил рассказывать о войне. Рассказывать о том, что видел, что делал - заново переживать минувшие ужасы -для участников войны тяжело .Чему учит память? Какие уроки должны мы сделать? Не забывать о тех, кто погиб. Если мы будем помнить, ставить памятники - научим помнить и молодежь. Союзное государство воздвигает памятники, посвященные Первой мировой и второй войнам, реализовало проект, посвященный операции "Багратион", вкладываются средства в развитие Брестского мемориала. Сейчас мы работаем над тем, чтобы был воздвигнут мемориал простому Солдату, погибшему под Ржевом. Об этом не любят вспоминать командиры. Под Ржевом была страшная мясорубка - солдаты остались без снарядов, без питания, своими телами преграждая движение армии "Центр" к Москве.
Моя бабушка говорила: "Что угодно, лишь бы не было войны". Надо делать все, чтобы этот тезис не забывался.
Игорь Петришенко, Полномочный посол Республики Беларусь в РФ:
Сегодня мы низко склоняем головы, вспоминая печальную дату в истории белорусского народа, - 75-ю годовщину хатынской трагедии. 22 марта 1943 года смертоносное дыхание войны навеки погребло под слоем пепла деревню Хатынь. Мученическую смерть в огне за веру приняли 149 хатынцев, из них 75 детей, сгоревших заживо.
В Великой отечественной войне гитлеровцы развязали геноцид против белорусского народа. В Беларуси в итоге политики "выжженной земли" было разрушено более 200 городов, тысячи деревень. Расстреливая, мучая, сжигая заживо, отправляя на верную смерть в концлагеря наших граждан, агрессоры хотели устрашить Беларусь, уничтожить ее население, оставшихся превратить в рабов. В мае 45-го года Беларусь не досчитала более трети своих сыновей и дочерей. 27 миллионов жизней советских людей - на алтаре великой победы.
Планы покорить Беларусь, поставить ее граждан на колени, потерпели полный крах. В партизанских лесах, в подполье организовывалось мощное народное сопротивление. К концу 1943 года партизанами контролировалось 60% территории Беларуси. Уже белорусская земля пылала под ногами оккупантов. Мы выстояли и победили. Однако кое-где успели забыть уроки Второй мировой войны, обелить нацизм, чуму 20 века. Никогда этому не прижиться в Беларуси, в Союзном государстве. У моих соотечественников, как и у россиян, хороший иммунитет на историческую амнезию.
... В Беларуси нет ни одного забытого безымянного захоронения. И ни один военный памятник, а их у нас около 9000, не исчез с лица белорусской земли, как это случилось в некоторых государствах, независимость которым вернул советский солдат-освободитель.
Мы не переписываем уроки истории в угоду конъюнктуры. У нас на книжных прилавках нет псевдолитературы о войне. Произведения Алеся Адамовича, Василя Быкова, Юрия Богомолова, Юрия Бондарева, Бориса Васильева востребованы молодежью. Проспекты Жукова и Рокоссовского в белорусской столице никто и никогда не переименует. Легендарная "тридцатичетверка" как стояла на пьедестале в Минске, так и будет стоять. Никогда не потухнет огонь на площади Победы в Минске и на могиле Неизвестного солдата в Александровском саду.
Сегодня Беларусь ассоциируется в Европе с миром и безопасностью. Надежность минской переговорной площадки, проверенной временем, вселяет уверенность, что именно здесь можно договариваться и гасить конфликты. На фоне разгула терроризма, локальных войн, межэтнических конфликтов, в независимой суверенной Беларуси на протяжении всей ее новой истории вот уже более четверти века сохраняется стабильность, согласие и спокойствие.
Александр Панкин, заместитель министра иностранных дел РФ:
75 лет назад в Хатыни было сожжено 75 детей. Хатынь - особый символ мученичества и того беспредела, какие устроили фашисты. Когда трагедия произошла, Сталинградская битва была уже выиграна. Партизанское движение крепло. И тогда фашисты стали мстить мирным жителям. Много в России таких сожженных деревень. Батальон "Дирлевангер" набирал головорезов в войска СС. В число их входили коллаборационисты, которых поднимает на щит в Украине "Правый сектор" (организация запрещена в РФ). Нам больно, что сносятся памятники советскому воину-освободителю в Польше, которая сама стала жертвой палачей. Это ли не проявление исторического беспамятства и забвения тех, кому обязаны жизнью? Надо умножить силы по сохранению исторической памяти, чтоб никогда в Беларуси и России не было огненных деревень.
Эльдар Янибеков, заместитель директора Музея Победы в Минске:
Хатынь - символ скорби, символ варварства. Трагедия в Хатыне отражена в "Хатынской повести" Алеся Адамовича, по которой снят гениальный фильм "Иди и смотри" Элема Климова. Такие произведения о войне никогда не дадут уснуть памяти современников. Наш музей бережно хранит историческую память о Великой отечественной войне и не дает ей прерваться. За победу в Великой отечественной войне мы заплатили большую цену - и не сможем забыть о ее жертвах.