Новости

31.12.2018 02:52
Рубрика: Культура

Обозреватель "РГ" Валерий Кичин отмечает юбилей

У нашего замечательного коллеги сегодня юбилей. По текстам Кичина можно изучать не только историю кино и общественных страстей вокруг важнейшего из искусств. Валерий Семенович впервые в отечественной журналистике придумал онлайн-кинофестиваль "Дубль дв@". Кстати, в новом году он пройдет уже в десятый раз.

"Дубль дв@" дает возможность увидеть хорошее, но не получившее широкого проката, "неизвестное кино России" в любой точке не только страны, но и мира.

За эти годы около 200 игровых, документальных и анимационных конкурсных фильмов, отобранных бессменным программным директором Валерием Кичиным, посмотрели зрители почти в ста странах мира: у фестиваля "Российской газеты" сложилась своя преданная, активная и благодарная аудитория.

Праздник Кичина - значит, праздник у читателей, почитателей умных и талантливых, яростных и принципиальных рецензий и репортажей с ведущих мировых кинофестивалей. Но мы-то знаем, что театральный Екатеринбург он любит не меньше, чем киношные Канны.

Валерий Семенович более полувека в профессии - с блеском текстов и золотой россыпью людей. В его магнитном круге Людмила Гурченко и Эльдар Рязанов, Сергей Соловьев и Владимир Меньшов, Алла Сурикова и Александр Митта, Марк Захаров и Николай Коляда… А сколько новых молодых имен восхищенно открыл Валерий Семенович!

С днем рождения, коллега!

Поздравления от первого лица

Алла Ильинична Сурикова, режиссер:

Дорогой Валерочка! Любимый, нежный, умный, талантливый! Я очень рада, что имею возможность через самую лучшую газету - самую красивую, самую толстую, самую востребованную газету - поздравить тебя с днем рождения и пожелать тебе отличного настроения и друзей, хорошего года, чтоб Свинья была к тебе благожелательна, поскольку она веселая, добрая, денежная. Я думаю, что она будет хрюкать в твою пользу! Будь здоров, дорогой!

Целую тебя, Алла Сурикова

Александр Анатольевич Прошкин, режиссер:

Я хочу пожелать Валерию Семеновичу крепчайшего здоровья, оптимизма и сюрпризов от нашего кинематографа, который он так знает, ценит и любит и в котором он существует уже много лет! Его оценки и мнение, его реакции на кино нам чрезвычайно важны и интересны. Он много делает - не хочу говорить для "пропаганды" - скорее, чтобы зритель дышал кинематографом.

Хочу пожелать, повторюсь, здоровья, а также впечатлений, полнокровной жизни, множества интересных произведений, которые бы его волновали и воодушевляли! Мы его очень любим вот уже много лет. Это человек очень доброжелательный, чрезвычайно знающий и любящий кинематограф, лишенный высокомерия, которое иногда у критиков встречается. Он чудесный!

Лев Александрович Данилкин, редактор отдела культуры "РГ":

Дорогой Валерий Семенович!

Считается, что для человека, пишущего о кино, главное - глаз, но на самом деле - слух, конечно. У Вас поразительный слух - на слово и то, что называется "музыка языка". Так что неудивительно, что Вы и есть тот камертон, по которому мы все настраиваемся.

Мне, конечно, повезло оказаться Вашим формальным редактором и запойным - читателем.

Однако ж главные Ваши читатели - конечно же, не мы, а те, кто видят Ваши тексты "с той стороны". Для них, настоящих читателей, Валерий Семенович, каждый Ваш текст - как "Прибытие поезда" для первых кинозрителей: ошеломительное, невиданное и неслыханное зрелище, которое запоминается на всю жизнь.

Что ж, пусть этот поезд продолжает ходить точно по расписанию - и увозить своих пассажиров в прекрасное далеко.

С днем рождения Вас, дорогой Валерий Семенович!

Игорь Николаевич Вирабов, писатель, журналист "РГ":

Дорогой Валерий Семенович!

Вы надежны и верны, как броненосец "Потемкин". Только Вы круче Эйзенштейна, он был черно-белый, а Вы современны, цветны и оцифрованны. Не пора ли выпить за победу мощного цветного, бронированного над однобоким черно-белым? Давно пора. И ну его, Потемкина. За броненосца "Кичин"!

Поздравления коллег

Валерию Кичину - 80!

31 декабря у всех Новый год, а у некоторых еще и день рождения. У кинокритика Валерия Кичина, например, ныне работающего в "Российской газете”. Спорим, после этих слов на несколько сотен, а то и тысяч улыбок в мире стало больше?

Конечно, стало! Тут и спорить нечего. Потому что Кичина любят. Точнее, не так даже. Те, кто знают близко, работают бок о бок - любят, кто лично не знакомы - слушают. Слушают, прислушиваются и слышат. Поскольку Валерий Семенович - один из самых авторитетных, самых ярких, самых профессиональных и самых интересных современных российских кинокритиков. А кино все мы любим. Так что без Кичина - никуда.

Увы и ах, но сегодня уровень знаний человека в целом и журналиста в частности очень часто определяется, так называемой, "википедийной начитанностью". Кичин же - из тех, у кого не википедия, а киноэнциклопедия в голове, и все разложено там по полочкам, ясно и четко. Это абсолютно точно отражается на письме, в его авторском письме - спокойном, аргументированном, образном, в его классных и уже ставших классическими, рецензиях, где никогда не встретится ни пустого слова, поставленного для красоты, ни модных ныне оскорблений, ни оголтелой бесноватости в случае несогласия с чем-либо, ни бездоказательного пафоса, ни огульных и несправедливых обобщений. Он пишет так, что ты, читая, слышишь его интонации и веришь им абсолютно. Спорить же с Кичиным-критиком крайне трудно - он доказателен, чем ощутимо отличается от многих коллег. Словом, если бы Валерий Семенович не родился 31 декабря 1938 года, кинематографу надо было бы как-то его создать...

Поверить в то, что Валерию Кичину 80, невозможно, хотя бы потому, что слог его удивительно быстр и современен. Валерий Семенович никогда не изменял профессии, хотя и попробовал себя внутри нее в разных жанрах. Но самое главное, конечно, не в этом. А в том, что за годы работы на его мундире не образовалось ни единого пятна. При том, как нынешняя журналистика грешит небрежностью, неглубокостью и легковесностью, а ошибки стали почти нормой, Кичин ни разу не попадал за подобные журналистские "грехи” "под раздачу". Он просто не допускал ошибок, был бережен, обращаясь с фактами, в этом смысле оставшись где-то там, далеко в прошлом, когда правила бал журналистская "цеховая” этика, а ошибка или промах приравнивались журналистским сообществом к подлинной катастрофе. Нет, Кичин не поддался соблазнительному предложению времени жить и писать проще. Он остался собой, не изменил своему тону и принципам, в основу которых была положена такая простая и великая вещь, как честность...

Про Кичина говорят - он не просто погружен в профессию, он круглосуточно в ней. Это и правда так. Вы хотите узнать что-то о последних премьерах? Разобраться, отчего возникла шумиха вокруг некоего фильма и что она означает? Не можете понять, что именно вас смутило при просмотре, отчего не удалось поверить в кино полностью? Пожалуйста, поможет Кичин. Он когда-то успевает посмотреть буквально все, все знает, все анализирует и пишет быстро и глубоко, легко и без пустых нравоучений. Он создает свои рецензии и аналитику как повар - именное блюдо, остается лишь пробовать, дегустировать, а потом - да хоть объедаться, ему не жаль! Главное - имя повара перепутать невозможно. Ведь только у его блюд - такой вкус.

Коллег поздравлять всегда приятно. Но еще приятнее, когда ты понимаешь, что живешь в одно время с человеком-именем и безусловным авторитетом в своей области. Сейчас, когда профессионалы в иных областях жизни сдают позиции под натиском имитаторов, бастион кинокритики защищен фамилией Кичина как щитом. Он стоит на страже интересов кино и нас с вами. За что ему и поклон.

Дорогой Валерий Семенович, а сейчас - кроме шуток. Вы - штучный экземпляр, редкий и редкостный. В профессии вы давно на особом счету. И как-то даже глупо желать вам творческих успехов и вдохновения - они и так всегда с вами. Но позвольте пожелать вам совершенно простых, земных вещей. Пусть будет здоровье, его ведь не бывает много. Пусть будет спокойно на душе, поскольку все хорошо будет дома. Пусть по-прежнему окружают настоящие друзья, а перо летит по бумаге не потому, что надо, а потому, что ему хочется лететь - говорить, делиться мыслями и наблюдениями. С юбилеем вас - от чистого сердца, от всей души.

Коллектив редакции газеты "Вечерняя Москва"

Журналист в квадрате

Один из авторитетнейших кинообозревателей страны отмечает юбилей

Не знаю, повезло или не повезло Валерию Кичину с днем рождения: он появился на свет 31 декабря, в канун Нового года. С одной стороны, общее для страны новогоднее торжество как бы поглощает, растворяет в себе его личный праздник. Но если посмотреть с другой стороны, то получается как бы двойной праздник, можно даже сказать, праздник в квадрате! А для читателей и почитателей Валерия Кичина - замечательного журналиста, авторитетного кинокритика, обозревателя "Российской газеты" - получается праздник в кубе.

Позволю для начала личное признание: я пишу о кино, страшно сказать, более 40 лет. И сколько себя помню в качестве киножурналиста, ровно столько статьи (а потом и книги) Валерия Кичина являются для меня прекрасным и чаще всего недостижимым образцом. Так мы и идем по жизни многие десятилетия рядом: он в качестве моего негласного наставника, старшего товарища, я в качестве его преданного ученика.

За свою жизнь Валерий поменял немало мест работы. Это были неизменно "топовые", как бы мы сказали сегодня, издания: "Искусство кино" и "Советский экран", "Литературная газета" и "Советская культура", "Столица" и "Общая газета", "Известия" и "Неделя". Последние годы он работает в "Российской газете" - титульном печатном органе нашей страны. И во всех этих разнообразных изданиях я безошибочно и сразу - иногда по одному абзацу, по одной фразе - узнавал и узнаю блистательное перо Валерия Кичина.

У него есть поразительное, редко встречающееся у критиков, склонных к наукообразной лексике, свойство: о серьезных и глубоких вещах он умеет писать в высшей степени увлекательно. В его стиле есть какая-то моцартианская, пушкинская легкость, оттого его блестящие статьи, интервью, репортажи, книги уже много лет читают миллионы. А он не устает делиться с ними своей искренней, заразительной радостью от талантливых новинок киноэкрана и своим неприятием фильмов пошлых, конъюнктурных, злачных, которых, увы, в кино всегда хватает.

В свои 80 лет (пора уже рассекретить возраст юбиляра) он по-прежнему сухощав, стремителен, легок на подъем. Только юношески задорный чубчик стал с годами седым. Его привечают на главных кинофорумах мира - в Канне, Берлине, Венеции, откуда в дни фестивальной страды в ежедневном режиме он пишет свои темпераментные обзоры. А кроме того, успевает сходить еще и в местный театр, в музей, на интересную выставку...

Как-то мне довелось вместе с ним целую неделю провести в Варшаве на днях российского кино. За три дня он отсмотрел, перебегая из зала в зал, все необходимые ему фильмы, написал в газету два репортажа, взял несколько интервью впрок для радио "Культура", где он вел передачи "Кино по пятницам" и "Музыка в квадрате", оббежал с кинокамерой исторические достопримечательности города - и... попросил у организаторов фестиваля обратный билет в Москву. Те всполошились: не нравится гостиница, погода, город? Нет, Валерию просто не понравилось, что у него закончилась работа. Вслед за Федерико Феллини, одним из своих любимых режиссеров, он мог бы повторить: "Только когда я делаю свою работу, я чувствую, себя поистине живым".

Эта неусыпная жажда деятельности вкупе с интересом ко всему новому, неизведанному подтолкнул Кичина из киноаналитика стать еще и кинопрактиком. Сначала он придумал и организовал онлайн-фестиваль "Дубль дв@", который "Российская газета" провела в Интернете уже девять раз, приобщив к "неизвестному российскому кино" под миллион зрителей из 100 стран мира.

А затем у себя на родине, в славном городе Екатеринбурге, стал инициатором и программным директором Уралкинофеста - грандиозного Фестиваля фестивалей, который втянул в свою орбиту не только огромный мегаполис, но и прилегающие к нему города-спутники. И все это, заметьте, без отрыва от работы в ежедневной газете! Многим ли, в том числе и более молодым коллегам, под силу такой стремительный рабочий ритм?

Он, конечно, мастер, гуру, классик газетной журналистики - наряду с Владимиром Губаревым, Юрием Ростом, Ольгой Кучкиной, Ярославом Головановым. Лауреат всевозможных премий, заслуженный работник культуры России. Любимец читателей. Собеседник гениев. Валерий имел счастье общаться с Роланом Быковым, Григорием Гориным, Муслимом Магомаевым, Олегом Табаковым, Евгением Колобовым, Михаилом Козаковым, Александром Абдуловым, Александром Сокуровым, Глебом Панфиловым, Марком Захаровым, Андреем Кончаловским, Михаилом Шемякиным, Андреем Звягинцевым и еще десятками мировых знаменитостей.

Его дарили своей дружбой Эльдар Рязанов, Петр Тодоровский, Людмила Гурченко - о Людмиле Марковне он написал замечательную книгу. Наталья Гундарева, замученная желтой прессой, распространявшей небылицы о ее здоровье, свое единственное интервью между двумя инсультами дала именно Валерию Кичину. Была уверена: он проявит не только высочайший профессионализм, но и деликатность, такт, человеческую отзывчивость. На этом исповедальном, пронзительном интервью, которое невозможно читать без комка в горле, молодых журналистов надо, как мне кажется, надо учить профессии.

Сам он в учителя, педагоги, обладая обширными познаниями в области кино, театра, музыки, фотографии, живописи, дизайна, подаваться не торопится. Живая журналистская работа в ежедневной газете ему дороже и ближе всего. Легкого пера и крепкого здоровья, дорогой Валерий Семенович!

Газета "Труд"

Культура Кино и ТВ Наше кино Общество СМИ и соцсети Кино и театр с Валерием Кичиным РГ-Фото