Раскопки в рамках реконструкции Исторического бульвара проводит совместная экспедиция Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН и Государственного Эрмитажа. Задача - исследовать передовые рубежи IV бастиона - одной из главных точек первой обороны Севастополя.
- На Четвертом бастионе проходили жестокие штурмы. Кто им владеет - контролирует прямой выход к морю, - рассказал "РГ" руководитель экспедиции, старший научный сотрудник ИИМК РАН Сергей Соловьев. - Укрепления построили в очень короткие сроки. Их начали возводить в августе 1854 года и закончили уже к октябрю, когда войска коалиции подошли вплотную к Севастополю.
Работы идут на участке правого фланга Четвертого бастиона, который никогда не изучался, а также во рву. Левый фланг был реконструирован в 1965 году, его решено не трогать. Историки говорят: после Крымской войны земельный вал бастиона был срыт, засыпаны ямы и воронки. Это по сути законсервировало памятник на полтора столетия.
- Мы были удивлены сохранностью фортификационных сооружений, - говорит Соловьев. - Не ожидали, что за такое время может что-то уцелеть. Происходила масса перепланировок, перестроек, Великая Отечественная война. Сверху вплоть до начала 1990-х годов была мусорная свалка.
Ров у будущего бастиона начали строить в 1837 году, когда был разработан первый план береговых укреплений Севастополя. Только сейчас ученые выяснили, что к тому времени в этой части города уже стояли дома.
- Это один из неожиданных результатов нашей работы: мы обнаружили самую первую застройку Севастополя, - говорит руководитель экспедиции. - Прямо здесь стояло монументальное здание. Хорошо сохранились стены, части помещений, мощение двора. Когда началось строительство укреплений, эти дома разобрали и засыпали грунтом из рва.
Археологи узнали, что бастион состоял из трех уровней. На верхнем, боевом, стояли орудия. Чуть ниже были построены блиндажи для личного состава и орудийной прислуги. На следующей ступени располагалась горжа (внутренняя часть укреплений) с пороховыми погребами, бомбохранилищами, вырубленными в скале. Здесь же стояли две мортирные батареи, прикрывающие бастион.
На правом фланге Четвертого бастиона было 14 орудий. Они располагались в орудийных двориках, рассчитанных на один-два ствола. Пушки были сняты с кораблей, затопленных в Севастопольской бухте. Моряки сошли на берег и продолжали оборонять город с суши. Поэтому у батареи был флотский экипаж, а орудийные дворики были устроены подобно корабельным палубам.
- Хорошо видно, где лежали массивные деревянные лаги, - рассказывает Сергей Соловьев. - Их обгорелые остатки мы находим в каждом дворике. Сверху на них набивался настил, и по нему на лафетах закатывали пушки.
Исследователи сверяются с детальным планом укреплений, составленным перед началом строительства бастиона, а также со схемами французов и англичан, которые появились после взятия города. Оказалось, что за 349 дней обороны происходили изменения, бастионы перестраивали.
- Изначально брустверы были укреплены каменной облицовкой, - продолжает ученый. - Потом от нее отказались, потому что при попадании ядра поражающее воздействие дополнительно усиливалось обломками камней. Их заменили турами - плетеными корзинами, набитыми землей. От них уже ничего не осталось, но мы обнаружили участки первой каменной облицовки.
По верху брустверов были устроены деревянные амбразуры для стрелков. Батарею прикрывали пехотные полки - около 3000 человек находились здесь же, во внутренней части бастиона. Они отражали штурмы и совершали вылазки.
Еще одно удивительное открытие археологов - блиндажи. Считается, что при обороне Севастополя русская армия применяла их впервые. О них известно и из "Севастопольских рассказов" Льва Толстого. И только сейчас удалось увидеть эти сооружения воочию. Маленькое подземное помещение, в углу - каменная печка, которая грела защитников города зимой.
- Блиндаж располагался напротив каждого орудийного дворика, - говорит Соловьев. - В одном обнаружена большая печь, возможно, там была офицерская землянка. Вокруг все было обожженное, видимо, был взрыв и пожар. Нашли обгоревшую шинель, кусок сковородки, осколки бутылок, повсюду пули, картечь, ядра.
Участники экспедиции предполагают, что русские войска могли сами поджечь IV бастион при отступлении. Ведь это укрепление так и не было завоевано неприятелем. Наша армия покинула его после того, как был занят Малахов курган.
Позиции французов начинались буквально в 100 метрах отсюда. Чтобы пощекотать им нервы, вперед, за контрэскарп (противоположный склон рва) вынесли батарею Костомарова. Она несколько раз переходила из рук в руки, став серьезным препятствием на пути к бастиону. На самой батарее Костомарова раскопки не ведутся, поскольку она не входит в план реконструкции. Но ученые уверены - там точно есть слой Крымской войны, и надеются когда-нибудь ее исследовать.
Чтобы подобраться к бастиону, французы рыли подкопы - минные галереи. Наши саперы, услышав стук лопат, начинали рыть навстречу и, приблизившись к неприятельскому лазу, взрывали. Археологи открыли на склонах рва 18 входов в контрминные галереи. Сами галереи завалены землей, проникать внутрь небезопасно, но входы можно оформить и сделать частью экспозиции под открытым небом.
Археологи работают на Четвертом бастионе уже четыре месяца. Верхний слой земли снимают экскаватором, затем землекопы орудуют лопатами, а потом в ход идут щетки, скребки, ножи, чтобы не пропустить ни одну деталь, скрытую в земле. Экспедиция подняла из земли уже более восьми тысяч находок. Они относятся к периоду от VIII века до нашей эры до XXI века.
- Множество ядер и бомб, целых и обломков, пуль от нарезного и гладкоствольного оружия, металлических деталей амуниции - пряжки, кокарды, пуговицы с мундиров русских и французских полков, флотского экипажа, - перечисляет глава экспедиции. - Предметы быта: посуда, бутылки, детали от мебели. Инструмент, которым пользовались минеры и строители: кирки, лопаты, гвозди...
Археологам то и дело попадаются крестики, иконки, медальоны, принадлежавшие русским, французам, англичанам. Среди них - створка медальона с надписью Only you из сплава серебра и золота. Скорее всего, он принадлежал англичанину - изделия из такого сплава тогда производились в Индии. Но владельцу медальона не суждено было снова увидеть возлюбленную.
- Мы поражены таким количеством разнообразных предметов, отражающих все стороны войны, жизни и быта защитников бастиона, - отметил Соловьев. - Получилась редкая интересная коллекция, которую мы передадим в Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя. Раскопки также могут стать частью экспозиции. Это живая история, ее должны увидеть жители города и все посетители музея.
Справка "РГ"
Площадь раскопок на Четвертом бастионе составила более восьми тысяч квадратных метров. В работах задействовано около 100 человек, научный состав экспедиции из ИИМК РАН и Эрмитажа, а рабочие - из Севастополя. Археологические раскопки начались в ноябре 2018 года и завершатся этой весной.
Определить возраст первых построек Севастополя исследователям помогла закладная монета. Она была обнаружена в сохранившейся стене дома и относилась к периоду правления Екатерины II.
Археологи также исследовали фундамент беседки "Грибок". Оказалось, что бульвар был на этом месте еще в начале XIX века, тогда и была построена беседка, а в Крымскую войну здесь стояла батарея "Грибок". Беседку воссоздадут в ходе реконструкции Исторического бульвара.
Раскопки в других частях бульвара не запланированы, но археологи ведут наблюдение за его реконструкцией. При рытье траншеи под коммуникации случайно обнаружился фрагмент водопровода конца XVIII века - часть керамической трубы и перекрытия в виде каменных плит. На том же участке найден хорошо сохранившийся складень - икона, принадлежавшая французу. В других местах из земли извлекли ядра, детали амуниции, неразорвавшуюся бомбу от мортиры.
Кроме этого, попадаются свидетельства Великой Отечественной войны. На Четвертом бастионе нашли траншею и блиндаж с кирпичным полом, в углу которого лежала куча патронов.
Рядом с батареей Костомарова археологи наткнулись на кизил-кобинское таврское поселение VIII века до нашей эры. В земле обнаружили слой ранней керамики, которая относится к периоду от VIII века до нашей эры до античности. Ученые сделали вывод, что тавры, жившие здесь еще до основания Херсонеса, имели связи с древними греками, которые приплывали на полуостров. Поселение может быть в дальнейшем исследовано.