Rammstein выступили в Москве с невероятным шоу: как это было
Гигантские очереди с самого утра - несмотря на рабочий день. Перекрытие сразу нескольких улиц. Беспрецедентные меры безопасности. А главное - разумеется, то, что происходило вечером 29-го июля непосредственно в чаше "Лужников". Всякого вошедшего встречала огромная многоярусная сцена, выстроенная словно по чертежам "Метрополиса" Фрица Ланга - и грозно ощерившаяся многочисленными атрибутами мрачной технократической антиутопии. Которые в действительности оказались тем, без чего никак не могли обойтись немецкие легендарные музыканты - с их-то тягой к светомузыкальным и пиротехническим игрищам.
Круглые прожекторы на массивных пилонах; фонари с разноцветными линзами; башня высотой с небоскрёб, украшенная фирменным логотипом с крестом и буквой R; дымовые установки; стреляющие пламенем и конфетти пушки; колонны с огнемётами на вершинах. Всё это начало работать с первых же секунд концерта - и на протяжении всей двухчасовой программы заставляло сотню тысяч человек ахать, охать и просто орать от восторга в режиме нон-стоп.
Стартовали гости из Германии сразу со свежего материала: после эффектного первого удара Кристофа Шнайдера по барабанам, сопровождавшегося взрывом - как в прямом, так и в переносном смысле - зазвучала одна из новых песен - Was ich liebe. После которой ко всеобщему ликованию загремел культовый "левый" марш, заставив десятитысячную аудиторию шагать в ногу, сотрясая едва ли не весь юго-запад столицы.
Умелое дозирование свежего материала и классики Rammstein практиковали и далее: после Tattoo многочисленные локальные кучки самых экстремальных фанатов продолжили свой оголтелый слэм под Sehnsucht, а затем и под самую, пожалуй, "металлическую" вещь из альбома Rammstein 2019-го - иронично-антиклерикальную Zeig dich. Принцип сохранялся всю первую половину концерта: патетичная Mein Herz brennt сменилась жуткой Puppe, в ходе которой было представлено мрачное шоу с охваченной огнём коляской, а потом последовала очередь "лирической" Heirate mich и лирической (уже без кавычек) Diamant.
Без последней, конечно, никак обойтись не могло: Rammstein, делая явную ставку на образ брутальных милитаризированных вояк, никогда не забывали и о другой хорошо известной стороне немецкой души - исключительной сентиментальности. Так что Diamant предсказуемо составил компанию обязательному шлягеру Ohne dich, сыгранному несколько позже.
Но самый мощный залп тевтонцы приберегли на вторую половину шоу. Она открылась своеобразным - под Kraftwerk, что подчеркнул танцевальный номер иллюминированных техно-человечков - электронным ремиксом на opus magnum коллектива - эпохальную Deutschland, а продолжилась оригинальной версией этого бронебойного и в то же время эпического, трагически пронзительного боевика. Провокационный видеоряд из своего потрясающего клипа-энциклопедии Rammstein транслировать не стали, ограничившись новой порцией разнообразных всполохов и сумасшедшей энергетикой исполнения, - что, впрочем, никоим образом не помешало им довести публику до абсолютного экстаза.
Тем более следом прогремела ещё одна хитовая зажигательная новинка - Radio, подхваченная аудиторией с ничуть не меньшим энтузиазмом. Продолжился сет Mein Teil - и очередной зрелищной постановкой: в соответствии с "людоедским" текстом песни несчастного клавишника Флаке Лоренца "варили" в здоровенном котле на бутафорском костре - под восторженный вой тех, кому удалось рассмотреть все подробности "кулинарной" эскапады. А уж дикая пляска на танцполе под неустаревающую Du hast - в сопровождении взрыва фейерверков и столь же "взрывных" эмоций вообще не поддаётся описанию. Но Линдеманн и компания на этом и не думали останавливаться, тут же зарядив Sonne с соответствующим названию световым сопровождением.
В рамках текущего тура Rammstein строго придерживаются единого сет-листа, ни на шаг не отступая от заявленной программы. Всё распланировано с немецкими - тут трудно избежать штампа, хотя в отношении группы, самой этими штампами умело оперирующей, это вполне простительно - скрупулёзностью и точностью. И на условный "бис" музыканты отправились строго по расписанию. Причём - вплавь. Это - не странная фигура речи, а вполне добросовестное описание происходившего: отыграв на расположенной посреди зала дополнительной малой сцене акустическую версию Engel, они спустили лодки на руки фанатов и благополучно вернулись с их помощью на главную площадку. Тем самым воспроизведя начало клипа на трек Ausländer, коим дополнительная секция и открылась.
Состояла она сплошь из проверенных боевиков: Du riechst so gut, Pussy (единственная, кстати, вещь с пластинки Liebe ist für alle da - а Rosenrot, например, вообще обошли вниманием), а также, собственно, Rammstein и Ich will. Саркастично-едкую Moskau, между прочим, так и не сыграли. В регламенте тура она не прописана, и для российской столицы исключения делать не стали, сосредоточившись на профессиональном воплощении задуманного и детально продуманного. А в этом равных Rammstein в современном шоу-бизнесе не так много. Они это доказали со всей наглядностью и убедительностью.
Ни в коем случае нельзя, однако, сказать, что Rammstein отнеслись ко вчерашнему концерту по-будничному и рутинно. "Русская народная группа" из немецких земель купалась в любви огромного зала и отвечала ему полной взаимностью, а Тиль регулярно повышал градус обоюдной страсти своим неистовым "Davai!". Должным вышло и тёплое прощание, которое группа провела перед аплодирующими поклонниками на коленях.