Зрители рассаживаются в роскошном Царском фойе театра. Играет патефон: Вертинский поет "Маленькую балерину", "Только раз бывают в жизни встречи…".
И выходит элегантный, неподражаемый маэстро Мартон. В руках у него ноты "песенок ВертинскАго", старинное издание:
- Этим листам более ста лет, - говорит актер. - Они обладают магическим действием…
Читает стихи - о сероглазом короле, о любимой собаке… Не повторяя манеру Вертинского, кумира публики, короля кафешантанов, кабаре, вечного странника. По определению Александра Галича - "родоначальника русского шансоньерства".
И поет любимыми многими песни - про Магдалину, цирковую балерину, про "кокаином распятую деточку", "В бананово-лимонном Сингапуре"…И романс "То, что я должен сказать", ставший одной из самых знаменитых русских антивоенных песен:
- Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрожавшей рукой,
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в Вечный Покой!
Корреспондент "РГ" поговорила с актером о новой работе.
У вас немало спектаклей, но все-таки к юбилею решили выпустить премьеру?
Николай Мартон: Это не к юбилею, Александр Николаевич Вертинский - давняя задумка. Меня задела его поэзия. Я понял, что это хороший русский поэт - не просто бард, эстрадный певец. Великий русский артист, безусловно. Какая трагическая судьба: оставить родину, прожить много лет за границей, стать знаменитым во всем мире, выпустить миллионы пластинок… Идет Великая Отечественная война, он страдает, хочет вернуться на родину, пишет Молотову. Он патриот, настоящий русский человек. Отправляет деньги для армии. Добровольно идет на фронт в качестве брата милосердия. Сделал 35 тысяч перевязок. А вечерами выступал перед ранеными - пел веселые, праздничные песни.
И как принимает его родная страна? На телевидение - нельзя, журналистам не дают о нем написать, и пластинки выпустить невозможно. Эмигрант, не наш человек. И какое-то странное искусство. Что за интонации? О какой-то тонкой любви поет. А люди идут на него, залы битком по всему Советскому Союзу! И интеллигенция, и рабочие люди понимают его поэзию, нежность, любовь к жизни, женщине, земле, на которой живем. А от властей - ни слова доброго.
Вчитавшись в поэзию Вертинского, внимательно прослушав его песни, у меня появилось ощущение, что я понимаю его. Я уже прожил огромный отрезок жизни. Появилось желание притронуться к этой поэзии, спеть песни. Прожить жизнь великого актера.
Мое решение одобрил художественный руководитель театра Валерий Фокин. Началась работа. Менялись режиссеры. Были разные задумки, варианты, например, сделать большой спектакль - поэзия, проза, воспоминания. И вот я оказался в Царском фойе, где с удовольствием уже играю "Лица и роли" (моноспектакль, труднейший, десять монологов - Шекспир, Достоевский, Пушкин, Чехов…).
"Вертинский. Русский Пьеро" - что это? История, беседа, рассказ, сказка? Не театральный спектакль, не концерт. Мне кажется, должен быть разговор глаза в глаза. Музыка, поэзия - и артист Мартон.
В Петербурге живут люди, которые встречались с Вертинским. Рассказывают, каким он был в общении и даже, как выпивал рюмочку коньяку…Артисту всё необходимо, всё пригодится - и я потихонечку беру эти рассказы, воспоминания.
После премьеры режиссер спектакля Антон Оконешников рассказал "РГ", какая задача стояла перед ним и как ему работалось с корифеем Александринской сцены:
Антон Оконешников: Моей задачей было создать в Царском фойе условия для Его Величества Актера. Надо было найти решение, идею, чтобы представление не было набором концертных номеров.
Во время репетиций такие бездны раскрылись! Темы, которые в своих произведениях раскрывает Вертинский, всегда современны, волнуют каждого человека. Это, безусловно, выдающийся русский поэт и замечательный музыкант. Материал прекрасный, трогательный, для артиста - игровой, интересный. Человек играет своей судьбой, игра иногда комическая, иногда серьезная или трагическая…Николай Сергеевич совпадает с личностью Вертинского, он Пьеро русской сцены, у него тоже интересная, разнообразная жизнь.
Здесь важно компактное пространство Царского фойе. Оно обладает определенной энергетикой, особым воздухом, и важно вписаться в него по материалу, способу существования. Тут не нужны декорации, видео. Пространство живет, дышит в спектакле, работает с нами. Рядом с актером зрители сидят полукругом, атмосфера напоминает домашний вечер.
Трудно ли работать с Николаем Сергеевичем?
Антон Оконешников: Легко - несмотря на его известность, опыт, почет, обилие наград.
Очень живой артист, с ним интересно пробовать разные идеи. Мы вместе блуждали, искали, находили решения. Я получал огромное удовольствие, учился у него, много полезного узнал. Получил не только опыт, что важно для молодого режиссера, но и большую радость от творчества. Надеюсь, что мы еще и дальше поработаем вместе.
Справка "РГ"
Режиссер Антон Оконешников поставил на Новой сцене Александринского театра спектакли "Двенадцать", "Солнца ьнеТ".