Павел Крашенинников комментирует ход работы над изменениями в Конституции

Совет Федерации утвердил итоги рассмотрения в регионах Закона о поправке к Конституции Российской Федерации. Президент Владимир Путин направил поправки в Конституционный Суд. У того есть семь дней, чтобы решить, соответствует ли закон Конституции. А пока Павел Крашенинников, председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию комментирует ход работы и отвечает на возникающие вопросы
Сергей Савостьянов/ТАСС

Итак, что дальше?

Павел Крашенинников: Сначала Конституционный Суд проверит Закон на соответствие фундаментальным положениям Конституции РФ - главам 1 "Основы конституционного строя", 2 "Права и свободы человека и гражданина" и 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". В случае положительного заключения, изменения будут вынесены на общероссийское голосование и вступят в силу только при условии их одобрения гражданами. Если же Конституционный Суд найдет несоответствия положений Закона основополагающим главам Конституции РФ, тогда общероссийское голосование проводиться не будет и, соответственно, сама поправка к Конституции в силу не вступит. Вся проделанная работа останется памятником истории права.

Будем надеяться, до этого не дойдет - стало бы жаль большой и позитивной проделанной работы…

Павел Крашенинников: Полностью с Вами согласен. Если чуть подробнее, то в случае положительного заключения Конституционного Суда Президент должен издать указ о назначении общероссийского голосования, и тогда Центральная избирательная комиссия начнет подготовку к голосованию.

Кстати, в указе Президента должен содержаться вопрос, который будет вынесен на общероссийское голосование. Он будет примерно такого содержания: поддерживаете ли вы изменения в Конституцию? Граждане смогут поставить галочку в бюллетене - либо "да", либо "нет".

По итогам голосования ЦИК опубликует результаты и, в случае одобрения граждан, изменения в Конституцию вступят в силу со дня их официального опубликования.

Большой общественный резонанс вызвало предложение депутата Валентины Терешковой о предоставлении возможности действующему президенту РФ баллотироваться на следующих выборах на пост главы государства...

Павел Крашенинников: На мой взгляд, Валентина Владимировна совершила мужественный гражданский поступок, она высказала предложение, которое давно витало в воздухе, многие этого ждали. Парламент ее поддержал. Но, как уже я говорил, свою позицию по этой поправке и по всем другим изменениям, предлагаемым в Конституцию, еще должен высказать Конституционный Суд, а потом и граждане страны. И если одобрение будет получено, указанная поправка лишь предоставит право действующему главе государства стать кандидатом на следующих выборах президента РФ.

ЦИК опубликует результаты голосования и в случае одобрения граждан изменения в Конституцию вступят в силу со дня их официального опубликования

Как эта норма будет соотноситься с Определением Конституционного Суда РФ от 05.11.1998 №134-О "По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго; Заключительные и переходные положения Конституции Российской Федерации"? Это Определение касалось срока президентских полномочий Ельцина.

Павел Крашенинников: Давайте попробуем сравнить сегодняшнюю ситуацию с 1998 годом. Тогда Конституция Российской Федерации уже была принята, и никаких оговорок по президентским срокам в ней не было. Президент Б.Н. Ельцин с момента избрания в 1991 году президентом РСФСР продолжал исполнять свои полномочия уже в качестве президента России. Затем в 1996 году он был снова избран президентом. В результате возник вопрос, является ли срок осуществления полномочий президента, избранного до вступления в силу Конституции, первым из двух сроков. Поскольку с принятием Конституции прежний срок президентских полномочий Б.Н. Ельцина не прерывался, и новый срок полномочий в качестве президента не начинал исчисляться заново, Конституционный Суд тогда указал, цитирую: "отсутствует неясность в понимании того, что президент Б.Н. Ельцин занимает свою должность второй срок подряд".

Поправкой, которая была предложена В.В. Терешковой, в самой Конституции и в переходных положениях Закона предлагается закрепить норму, которая позволит действующему главе государства принять участие в качестве кандидата на следующих выборах. Президентские сроки по обновленной Конституции будут применяться для него без учета сроков, которые были ранее. Еще раз повторю, такая возможность возникнет только после положительного заключения Конституционного Суда и одобрения Закона гражданами страны на голосовании.

В прошлый раз вы сказали, что вам не понравился предложенный текст поправки о детях. Его удалось подкорректировать?

Павел Крашенинников: В последние дни перед принятием закона действительно поднялось много шума по поводу поправки о детях. Я тогда и сказал, что мы долго подбирали и обсуждали ее в Рабочей группе, искали самую подходящую. Сначала хотели указать, что дети - это важнейшая ценность РФ. Потом подобрали вариант: дети - это достояние Российской Федерации. Но в итоге после жарких дискуссий приняли формулировку, гласящую, что дети являются приоритетом государственной политики России.

Кроме того, сейчас в действующей Конституции РФ вообще нет ни слова про детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Забота о них никак не отражена в Основном Законе страны. В Рабочей группе были предложения указать, что государство берет на себя обязанности родителей в отношении таких детей. Но при детальном обсуждении мы настояли, чтобы к этим словам добавили: государство в первую очередь обеспечивает приоритет семейного воспитания. В итоге предложение было поддержано. Сейчас это выглядит так: "Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения". Можно было написать лучше? Конечно, но договорились именно о таком консенсусном варианте. Извините за иностранное слово.

Едва поправка была оглашена, в ваш адрес зазвучала критика, что дети указаны в отрыве от семьи, и таким образом якобы продвигаются ювенальные технологии в целях отобрания детей из семей. Что возразите?

Павел Крашенинников: Тут надо предложить посмотреть все поправки целиком, весь Закон. Про поддержку и защиту семьи, традиционных семейных ценностей в тексте Закона упоминается много раз в разных статьях: и о том, что этот вопрос находится в ведении государства, и что это теперь новое полномочие Правительства.

Вы могли бы более предметно раскрыть это новое полномочие?

Павел Крашенинников: Если конкретнее, то появилось несколько таких положений. Во-первых, Законом предлагается добавить в статью 72 Конституции, что к совместному ведению РФ и субъектов РФ относится "защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях".

Во-вторых, в статью 114 Основного Закона внесли положение, что Правительство РФ "обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды".

Не окажутся ли эти новые и многообещающие положения в Конституции лишь правильными, "красивыми" декларациями?

Павел Крашенинников: Конституционные нормы дадут толчок обновлению системы федерального и регионального законодательства. Все новые положения Конституции должны найти свое раскрытие в отраслевом законодательстве. После вступления в силу изменений в Конституцию мы будем готовить Законодательный план, обеспечивающий реализацию новых положений Основного Закона. Говоря об изменении федерального законодательства - при внесении законопроекта о поправке к Конституции в Государственную Думу уже указано на необходимость изменения ряда законов - это 34 акта плюс разработка отдельного Федерального закона "О Госсовете". Кроме того, по нашим исследованиям, необходимо будет внести изменения и в другие федеральные и федеральные конституционные законы. Всего от 50 до 70 законов.

Уже прозвучало, что за нарушения в ходе общероссийского голосования будет установлена ответственность, причем довольно строгая. Не могли бы вы прокомментировать, что это будут за меры?

Павел Крашенинников: Во вторник 17 марта планируется рассмотреть в третьем чтении два законопроекта, которые установят уголовную и административную ответственность за нарушения в ходе общероссийского голосования. Они звучат так: "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" и "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Сейчас ответственность за нарушения в ходе общероссийского голосования пока не предусмотрена ни Уголовным кодексом, ни КоАП, поскольку это специальная процедура, и она только появляется в нашем законодательстве. К примеру, в УК РФ содержатся уголовно-правовые запреты на фальсификацию избирательных документов, документов референдума, а также на фальсификацию итогов голосования. Но они предусмотрены для других процедур - выборы, референдум. Законопроектами, которые Госдума рассмотрит на пленарном заседании во вторник, мы не устанавливаем новые виды наказаний. Мы предлагаем распространить действующую уголовную и административную ответственность на деяния, связанные с нарушениями при проведении общероссийского голосования. Положения этих законопроектов направлены на обеспечение свободного волеизъявления граждан в ходе общероссийского голосования.

А если пройтись конкретно по пунктам?

Павел Крашенинников: Предлагается внести изменения в ряд статей УК и КоАП, распространив ответственность на такие нарушения, как создание помех участию граждан в общероссийском голосовании; умышленное уничтожение информационного материала; нарушение прав участников голосования на осуществление наблюдения; незаконные выдача и получение бюллетеня; многократное голосование; фальсификация итогов.

В зависимости от степени тяжести правонарушения, административное наказание е предусмотрено для граждан - до 5 тыс. рублей, для юридических лиц - от 20 тыс. до 50 тыс. рублей. Уголовные санкции за соответствующие преступления варьируются от штрафов до 4 лет лишения свободы.

После принятия законов изменения в УК и КоАП вступят в силу со дня их официального опубликования.

Совет Федерации

Двойная гарантия

В субботу Совет Федерации подвел итоги рассмотрения в регионах закона об изменениях в Конституцию, а президент Владимир Путин направил документ в Конституционный суд РФ (публикуется на с. 4-6). В течение семи дней этот орган должен проанализировать новые нормы на соответствие основополагающим принципам Основного Закона. В случае положительного решения будет назначено общероссийское голосование.

В числе прочих положений Владимир Путин просит КС дать оценку поправке Валентины Терешковой о возможности действующего главы государства баллотироваться на выборах после обновления Конституции. "Рассматривая общероссийское голосование как дополнительную (наряду с одобрением закона о поправке к Конституции Российской Федерации органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации) гарантию поддержки народом Российской Федерации изменений в Конституцию Российской Федерации, считаю, что его проведение позволит наиболее полно на практике воплотить в жизнь принципы, закрепленные в статье 3 Конституции Российской Федерации", - отметил Владимир Путин.

Напомним хронологию событий: в среду, 11 марта, закон о поправках приняла в третьем, окончательном чтении Госдума, в тот же день он был одобрен Советом Федерации. В четверг и пятницу документ обсуждали в регионах, а в субботу Совет Федерации собрался на пленарное заседание, чтобы рассмотреть в том числе и вопрос о подведении итогов голосования в парламентах субъектов РФ. "В Совет Федерации поступили постановления законодательных (представительных) органов государственной власти 85 субъектов РФ по итогам рассмотрения принятого 11 марта закона о поправке к Конституции", - проинформировала коллег председатель палаты Валентина Матвиенко.

Согласно порядку внесения поправок в Конституцию, сенаторы должны принять постановление об установлении результатов голосования в региональных парламентах. Для этого достаточно 57 положительных отзывов. Такое количество профильный Комитет СФ по конституционному законодательству и госстроительству получил еще в четверг утром. По словам главы комитета Андрея Клишаса, к вечеру пятницы все 85 российских регионов заявили о поддержке поправок и уведомили об этом верхнюю палату федерального парламента.

"Итоги голосования (в регионах) - это еще одно убедительное свидетельство того, что в коренных вопросах развития страны на длительную историческую перспективу высшее руководство Российского государства, федеральная власть и субъекты Федерации едины. Мы еще раз смогли убедиться в высокой степени консолидации российского общества, отсутствии в нем острых, непримиримых противоречий", - отметила Валентина Матвиенко.

Все 85 российских регионов заявили о поддержке поправок в Конституцию и уведомили об этом верхнюю палату федерального парламента

За постановление об установлении результатов рассмотрения поправок в Конституцию проголосовали 164 сенатора, один высказался против.

В верхней палате полностью разделяют стремление главы государства вынести поправки в Основной Закон на общероссийское голосование. Отвечая на вопрос "РГ" о значении этой процедуры, Валентина Матвиенко прибегла к метафоре. "В шахматах существует такое понятие - избыточная защита, которое входит в арсенал всех сильных игроков. Мне кажется, что такая защита с запасом позволяет нам серьезно поддержать курс на развитие страны", - сказала она.

"Учет мнения людей - это всегда была принципиальная позиция президента, и она очень своевременна. Этот тот случай, когда это не лишнее, наоборот: в случае одобрения гражданами это придаст власти уверенности в правильности курса, повысит легитимность решений о поправках в Конституцию", - подчеркнула Матвиенко. Она надеется, что на процесс принятия поправок не повлияют форс-мажорные обстоятельства. "Я думаю, что, несмотря на всякие опасения по коронавирусу, все-таки такое общероссийское голосование должно состояться. Конечно, мы будем внимательно следить за развитием событий", - добавила спикер.

Общероссийское голосование по вопросу одобрения поправок в Конституцию состоится 22 апреля. Как сказал глава Комитета СФ по законодательству Андрей Клишас, это дата, которую президент обсуждал и с рабочей группой по внесению изменений в Основой Закон, и с лидерами думских фракций. В законе о внесении поправки в Конституцию указано, что "общероссийское голосование не может состояться ранее чем через 30 дней со дня официального опубликования указа президента о его назначении".

Несмотря на то что парламентская часть процедуры внесения поправок в Конституцию завершена, Валентина Матвиенко призвала сенаторов продолжить работу с законом - выехать в регионы и активно разъяснять предложенные изменения. "Люди должны знать и отчетливо осознавать, за что им предстоит голосовать", - сказала она.

Напомним, ранее Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что вступление закона в силу зависит от решения граждан. "Для меня важно, чтобы этот закон о поправках к Конституции вступил в силу только после подведения итогов всероссийского голосования, чтобы это был реальный плебисцит и чтобы именно граждане России были авторами этих поправок в Основной Закон, вот что важно... Как люди скажут, так и будет. Если люди в ходе голосования подтвердят, что они поддерживают это, значит, закон вступает в силу и поправки в Конституцию вносятся. Если не подтвердят, то поправки в Конституцию внесены не будут", - заявил президент в феврале на встрече с участниками рабочей группы по подготовке поправок.

Подготовила Галина Мисливская

Конституционный суд