В одной из нотариальных контор открылась первая в стране комната примирения (первая именно при нотариальной конторе), и там уже улажен первый конфликт. Эксперты уверены: начинание должно распространиться на всю страну.
Сами по себе новые правила были введены еще год назад: в октябре прошлого года вступил в силу закон, значительно расширяющий применение примирительных процедур. Одна из новаций: стороны, проведя процедуру медиации, могут удостоверить соглашение у нотариуса. В таком случае, если потом какая-то сторона откажется выполнять соглашение, документ можно сразу отправить судебным приставам. Без суда. Сейчас фактически предлагается поставить мирные переговоры на поток.
Новая практика очень удобна, например, при семейных спорах.
В первом же деле с помощью нотариуса и медиатора был разрешен именно семейный конфликт. Один из родителей живет отдельно от детей, и супруги не могли договориться по ряду вопросов. Условия, на каких люди в итоге договорились, конфиденциальны, но главное - люди договорились.
"Медиатор не навязывает своего мнения, суждения о том, как должен быть разрешен спор, в отличие от арбитра или судьи, не выносит решения по спору, - подчеркнула медиатор Елена Ксенофонтова, при помощи которой было заключено первое в России медиативное соглашение, удостоверенное нотариусом. - Для меня как медиатора, который вынашивал и неоднократно озвучивал в разных инстанциях свою идею об открытии комнат примирения при нотариусах не менее года, отрадно видеть воплощение своей идеи на практике".
По ее словам, формула "нотариус + медиатор = исполнительный лист" работает и пользуется спросом благодаря значительной экономии денежных средств и времени на судебный процесс. Комната примирения открыта при нотариальной конторе нотариуса Краснодара Татьяны Мартыненко.
Как неоднократно отмечал президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик, "придание медиативному соглашению исполнительной силы с помощью нотариального акта подтверждает необходимость расширения сферы компетенции нотариуса для стабилизации гражданского оборота в целом, а также значимость функции нотариальной деятельности как превентивного правосудия".