21.10.2020 16:58
    Поделиться

    Мишустин: России нужно активнее увеличивать свое присутствие в Арктике

    Атомный ледокол "Арктика", самый большой и мощный в мире, вошел в состав атомного флота РФ. В среду на его борту был поднят российский флаг. Премьер-министр Михаил Мишустин принял участие в торжественной церемонии приемки судна. Развитие парка ледоколов обеспечит стране первенство в Арктике, заявил он.

    В среду премьер-министр посетил Мурманскую область, где провел совещание о развитии Северного морского пути и встречу с инвесторами Арктической зоны.

    - Наша страна - бесспорный лидер в освоении северных территорий, - заявил Михаил Мишустин. - Мы гордимся, что Россия единственная в мире смогла создать атомный ледокольный флот. И сейчас в его состав мы принимаем еще один универсальный атомный ледокол "Арктика". Он станет головным из пяти судов - "Сибирь", "Урал", "Якутия" и "Чукотка" - уникальная серия, которая предназначена для работы на Северном морском пути.

    Инновационное оборудование и мощный двигатель позволяют использовать ледокол везде - во льдах, на воде, на глубоководных и мелководных трассах, особо отметил премьер. "Арктика" может пробивать лед толщиной до трех метров и предназначен для сопровождения судов в арктических условиях.

    Мишустин уверен, что развитие ледоколов позволит в полной мере раскрыть транспортный потенциал Севморпути, "усилит интерес международного бизнеса к транзитному коридору между Европой и Азией и, конечно, обеспечит первенство России в Арктике, стратегически важном для нас регионе". России нужно активнее увеличивать свое присутствие в Арктике, призвал Мишустин. "Здесь мы решаем задачи как обеспечения национальной безопасности страны, так и ее экономических интересов", - пояснил он.

    Премьер указал на комплекс задач, которые необходимы для полноценного развития региона и Севморпути. В частности, обратил внимание на то, что правительство не видит целостной картины развития транспортной инфраструктуры Арктической зоны. "Сегодня отсутствует увязка с развитием Северного морского пути, и сроки решения отдельных важных задач, я считаю, избыточно затянуты", - сказал премьер. По его словам, есть риски срыва сроков строительства объектов федеральной собственности в Мурманске, на Чукотке и Камчатке. "Такой подход необходимо менять", - призвал Мишустин.

    Кабмин готовит программу "Арктический гектар" - предоставление участков земли

    Он напомнил, что госкорпорация "Росатом", которая наделена функциями оператора СПМ, отвечает только за ледокольную проводку и развитие портов в границах транспортного коридора, а порты за границей СПМ и вся остальная транспортная инфраструктура - это сфера ответственности министерства транспорта России. Мишустин также отметил, что на арктических территориях необходимо наращивать портовые мощности, развивать навигацию, обеспечивать безопасность мореплавания и возможность оперативного оказания медпомощи экипажам судов, также нужно обеспечивать и экологическую безопасность. Кроме того, на всем протяжении Севморпути необходима надежная связь. Мишустин рассказал о создании спутниковой системы для того чтобы обеспечить качественное покрытие связи всего северного полушария. В бюджете РФ на это предусмотрено более 30 миллиардов рублей на три года.

    Премьер призвал использовать весь потенциал СМП. За 9 месяцев этого года общий объем перевозок по СМП составил 24,5 млн тонн. Премьер напомнил о задаче довести объем перевозок до 80 млн тонн к 2024 году. И сообщил: для стимулирования дальнейшего роста перевозок экспортных российских грузов принято решение снизить до нуля ставку НДС на морскую перевозку и соответствующее ледокольное сопровождение.

    Экономическая зона в Арктике должна стать привлекательной для бизнесменов из самых разных отраслей, и все должны получить равные возможности. Об этом Мишустин заявил уже на встрече с инвесторами в Мурманске. Порог вложений для получения резидентства в этой экономической зоне был установлен на максимально низком уровне в 1 млн рублей, а процедуры оформления этого статуса стали доступны в онлайн-формате.

    "Кроме того, правительство приняло решение о снижении ставки страховых взносов для резидентов, которые создают новые рабочие места. Для крупного бизнеса это 7,5%, а для малого и среднего - это вообще 3,25%", - сказал премьер. Для инвесторов, которые будут реализовывать в Арктике инфраструктурные проекты, такие как дороги и энергообъекты, предусмотрена господдержка, отметил премьер. Первые шесть проектов уже одобрены, на них в федеральном бюджете на трехлетку запланированы 13 млрд рублей. "Дороги и энергообъекты объективно нужны, чтобы построить те же самые заводы, где будут работать жители региона. Это будет еще одной очень важной причиной для того, чтобы люди оставались и работали на Севере", - считает Мишустин.

    В ходе встречи инвесторы рассказывали о своих проектах. Одна из участниц сообщила, что хотела бы взять участок земли в районе города Оленегорска для строительства глэмпинга, где туристы могли бы наблюдать северное сияние. Мишустин сообщил, что кабмин готовит программу по предоставлению земельных участков "Арктический гектар" по аналогии с программой "Дальневосточный гектар". "У нас законопроект уже есть, такие предложения министерство развития Дальнего Востока и Арктики представило. В ближайшее время примем соответствующее решение", - сказал он. Глава ведомства Александр Козлов подтвердил это, добавив, что законопроект затем будет передан в Госдуму.

    Премьер также сообщил, что Фонд развития Дальнего Востока и Арктики выделит 4 млрд рублей моногородам Ковдору и Кировску на инвестпроекты, которые позволят сохранить рабочие места и обеспечить занятость. По его словам, фонд будет "поддерживать и крупные, и небольшие проекты". "Правительство приняло решение снизить ставку, по которой фонд будет предоставлять средства резидентам - она составит 2% вместо 5%, которые были до этого", - сообщил глава правительства.

    Другой участник встречи отметил, что у малого и среднего бизнеса в сфере медицины возникают проблемы с доступом к мерам господдержки, поскольку критерием для этого законодательно определены вложения в недвижимость, а такого рода компании инвестируют в оборудование. "Надо подумать над тем, как организации в сфере медицины можно освободить от ограничений, чтобы стать резидентами Арктической зоны", - отреагировал премьер и добавил, что компании, которые занимаются здоровьем людей, оказывают медуслуги точно могут быть освобождены от подобных ограничений.

    Поделиться