Один из пунктов новых правил гласит: пасеки не должны размещаться ближе трех километров от болот и других пасек (за исключением карантинных и предназначенных для выведения пчел определенной породы и сохранения генофонда), трехсот метров от помещений, где содержатся животные и птицы (если это не помещения, принадлежащие хозяину пасеки), и пятисот метров от границ полосы отвода автомобильных, железных дорог и высоковольтных ЛЭП.
Авторы обращения в минсельхоз РФ уверены, что для безопасности и пчел, и участников дорожного движения достаточно дистанции в сто метров, как было в предыдущих редакциях. А линии электропередачи на пчел вообще не влияют, как и пчелы на ЛЭП. Учитывая, что охранная зона последних, согласно другим нормативным документам, должна составлять от двух до 55 метров.
То же и с болотами. В естественной природе, напоминают авторы обращения, пчелы живут в лесах и рядом с заболоченными участками, в которые со временем превращаются старицы рек и озер. Эти места вообще относятся к дикорастущим медоносным угодьям, обеспечивающим свыше тринадцати процентов всех запасов меда в России.
Но еще важнее то, что 95 процентов пчелосемей обитают на территориях личных подсобных хозяйств. И три километра между соседними пасеками - это нереально. Получается, что предложенные чиновниками поправки ведут к массовому сокращению пасек и пчелосемей. А там и до эффекта бабочки рукой подать.
- Утверждение правил в таком виде влечет за собой разрушение отрасли, а значит и сокращение урожайности сельхозкультур, опыляемых пчелами, - подчеркивает председатель "Кузбасспчеловодсоюза" Алексей Матюшкин.
Специалисты, подписавшие письмо в минсельхоз РФ, уверены: в населенных пунктах, садовых и дачных кооперативах ульи могут размещаться в трех метрах от границ соседних участков, если летки этих ульев направлены внутрь своей территории. А если участок огорожен хотя бы двухметровым глухим забором, то никаких ограничений не должно быть вообще. Иначе не миновать конфликтов между соседями-пчеловодами, для многих из которых это занятие - едва ли не единственный способ заработка в экономически сложное время. И вообще расстояния между пасеками лучше регламентировать местными законами о пчеловодстве, с учетом специфики каждого региона.
К слову, федеральный закон "О пчеловодстве в РФ" до сих пор не принят, и на этом фоне по Сибири летом прокатилась очередная волна пчеломора из-за обработки сельхозпосевов пестицидами. Как уточнил Алексей Матюшкин, только в Кузбассе и только за один месяц пострадало больше двух тысяч пчелосемей.
- В общем, пчелы и так страдают, гибнут от действий нерадивых фермеров. А теперь еще и этот удар в виде новых ветеринарных правил, - отмечает вне-штатный эксперт минсельхоза Кузбасса, член правления регионального Союза пчеловодов, кандидат биологических наук, доцент Кузбасского аграрного университета Николай Брагин. - Если их примут, считайте, это будет смертный приговор пчеловодству. Вот лишь один из пунктов: все действия на пасеке осуществляет исключительно ветеринар. А у нас таких специалистов в районных службах сейчас просто нет. И поскольку некому этими вопросами заниматься, все будет пущено на самотек. Потому что пчеловоды, которые, согласно действующим правилам, все делают сами, больше не смогут отбирать пробы и отвозить их на анализ. Все дело в том, что новые правила разрабатывались наспех, непрофессионально, без знания отрасли. Представители боле чем тридцати регионов России, включая пчеловодов Кузбасса (и нас поддержал областной минсельхоз), сообща подготовили предложения для федерального министерства. Там создана рабочая группа. Как сказал один из авторов обращения - известный ученый и пчеловод, профессор Новосибирского аграрного госуниверситета Владимир Кашковский, нет смысла вносить правки в отдельные пункты этих правил, их следует полностью пересмотреть. И это должны делать профессионалы, а не случайные люди, не имеющие к пчеловодству никакого отношения.
Между тем
В направленном в минсельхоз РФ коллективном письме есть и такие требования: восстановить профессиональную подготовку ветеринарных врачей пчеловодной специализации; создать профильные лаборатории для тестирования продуктов пчеловодства и выявления инвазивных заболеваний медоносных пчел; создать правовые условия для развития пчеловодства в России.