31.03.2021 10:55
    Поделиться

    Появится ли у нижегородского камерного музыкального театра свое здание

    Нижегородский Камерный музыкальный театр имени В. Степанова из песчинки экспериментального студенческого коллектива за 30 лет творческих сомнений, поиска своего лица и постоянного помещения превратился в яркую жемчужину театральной короны города. Меняя площадки, он сумел-таки найти своего зрителя: верного и благодарного.
    Нижегородский Камерный музыкальный театр им. Степанова

    С 2009 года театр, наконец, обосновался в Сормовском Дворце культуры. В репертуаре - опера, оперетта, мюзиклы, концерты... Статистике наполняемости зала иные театры могут и позавидовать: в доковидном 2019 году доход составил более 19 миллионов рублей.

    Свыше 20 лет театром руководят Николай Коровин (директор) и заслуженный артист России, профессор Нижегородской консерватории имени М. Глинки Сергей Миндрин (художественный руководитель). Уже в распределении полномочий между ними конфликт заложен изначально - производя общий продукт, они имеют разные зоны ответственности. Администратор отвечает за материальную составляющую и организацию процесса, а творцу может казаться, что директор, занижая смету, мешает полету режиссерской фантазии. Удивительно, но за эти годы ни разу в административных кругах театр не стал "героем" конфликтных разбирательств, что само по себе в театральной среде редкость (это я как бывший директор театра знаю).

    Кстати, о труппе: она маленькая, а потому у каждого артиста должно быть свое четкое место. Со времени, когда театром руководил Владимир Степанов, и поныне в коллективе театра нет балласта: все востребованы, все в работе, все реализованы.

    Как удалось избежать конфликтов в театре с относительно малочисленной труппой, не имеющем собственного здания, в отсутствие производственных цехов? Как в этих условиях театр смог создать разнообразный и полноценный репертуар, в котором органично уживаются оперные спектакли и мюзиклы, многочисленные концерты и тематические программы, любимые и востребованные публикой.

    Этот вопрос я задала обоим и получила один и тот же ответ: доверие! Каждый из них ценит профессионализм своего партнера, верит в его глубочайшую человеческую порядочность, знает: если сделано не все, что хотелось для спектакля, - значит это действительно невозможно было сделать.

    Год 2020-й привнес много тяжелых дней в жизнь творческого коллектива, но и он не прошел бесполезно. Появилась возможность глубже проработать с артистами каждую роль, выверить точность всех мизансцен, серьезно заняться самообразованием, подумать о перспективах.

    Театр давно уже доказал свою состоятельность и заслужил право на собственное театральное здание, собственный оркестр, собственные производственные возможности. От решения этих проблем выиграет вся нижегородская культура. Обретение талантливым коллективом собственной крыши над головой могло бы стать огромным событием в праздновании 800-летнего юбилея Нижнего Новгорода.

    Не пора ли руководству города серьезно задуматься над этим и создать Камерному музыкальному театру нормальные условия для работы?

    Нежно-авторитарный худрук

    Сергей Миндрин пел с раннего детства, но родители видели его обладателем "серьезной профессии", и первый диплом он получил на физико-техническом факультете Горьковского политеха. И только после этого поступил и окончил вокальное отделение консерватории имени М. Глинки у народного артиста России Владимира Степанова - основателя Камерного театра. А потом получил еще одну специальность - режиссер музыкального театра - у педагога ГИТИСа Георгия Исаакяна.

    Театр, как бы высокопарно это ни звучало, он воспринимает как миссию. Убежден, что, выходя на сцену, артист выносит на суд зрителей не только вокальное мастерство и филигранно отточенную роль, но и свое отношение к миру. Сиюминутная эпатажная слава режиссера скандального театра - не для него. Его эстетика глубоко нравственна.

    Свой стиль управления творческим коллективом он с улыбкой называет нежно-авторитарным. Это высший пилотаж руководителя, и это одно из важнейших слагаемых истинного успеха Камерного музыкального театра имени В. Степанова.

    Художественный руководитель с неподдельной нежностью и любовью объясняет артистам задачу, давая каждому возможность почувствовать себя сотворцом. Но при этом считает: театр кончается там, где начинается демократия. При этом как худрук помогает артистам в поиске сценического образа, тщательно прорабатывая с каждым его партию.

    К тому же Сергей Владимирович сам прекрасный артист. Несмотря на большую занятость, он всегда в курсе новых тенденций в музыкальных театрах страны и мира.

    - Я с огромным уважением отношусь к зрителям, пришедшим на спектакль, и серьезно слежу за тем, чтобы этическое начало царило на сцене и передавалось в зал. Людям должно быть комфортно в нашем театральном пространстве. Ради этого они и приходят к нам. Я всегда думаю, что могли бы сказать о моей работе люди, которых я безмерно уважаю. Мой отец. Мои педагоги. Мои студенты и мои бескомпромиссные друзья. Я человек публичной профессии, и мнение публики для меня очень важно, - говорит Сергей Миндрин.

    Работа по алгоритмам

    Николай Коровин тоже изначально не был человеком театра, хотя с детства любит оперу. Даже знакомых девушек приглашал не в кино, а именно в оперный театр. Несмотря на учебу в музыкальной школе по классу скрипки, высшее образование получил на факультете вычислительной математики и кибернетики Горьковского государственного университета имени Лобачевского. Оттуда, наверное, умение структурировать проблемы и вырабатывать алгоритмы их решения. Позднее он окончил известную Московскую школу театрального менеджмента и маркетинга Геннадия Дадамяна - гуру театрального дела, у которого многому научился.

    Его работа зрителям не всегда заметна. Это он не спит ночами, думая, где достать деньги на новую постановку, у кого заказать декорации, кто пошьет костюмы, где приобрести реквизит... Все это делается на "стороне", говоря по-современному, на аутсорсинге, потому что у театра нет своих производственных мастерских. Зато зритель видит, что артисты театра выходят на сцену в костюмах, достойных столичной сцены, а качеству декораций может позавидовать любой стационарный театр, имеющий собственные подсобные цехи. Театр живет в арендуемом помещении, но у него качественное сценическое электрооборудование, ведь свет - лучший художник. Прекрасная современная, возможно лучшая в городе, звуковоспроизводящая аппаратура.

    А еще именно он отвечает за доходную составляющую бюджета театра. Следит за тем, чтобы зрительный зал всегда был полон. При этом за 20 лет директор ни разу не позволил себе вмешаться в творческий процесс. И худрук благодарен ему за это.

    - Самое трудное для меня сегодня - это выбор репертуара, который осуществляет художественный руководитель. Приказ о работе над спектаклем издает директор. И если первый учитывает творческую полноценность предлагаемого названия, актуальность, возможности труппы, то у меня всегда "бьется" мысль, будет ли спектакль востребован публикой. Мы не имеем права на ошибку! - уверен Николай Коровин.

    Поделиться