13.05.2021 11:55
    Поделиться

    Как построить бизнес на обновлении советской мебели

    Гараж в центре города, штабеля старых стульев и кресел, фотозона в углу - и три подруги за верстаками. Их мастерская открылась до того, как винтажная мебель в провинции вошла в моду, и вне всякой связи с феминизмом. Хотелось делать бизнес и при этом работать руками. Как найти свою нишу, преодолеть комплекс самозванца и конкурировать с коллегами из столицы, организаторы воронежского проекта по обновлению мебели рассказали корреспонденту "РГ".
    РГ

    YouTube в помощь

    До 2019 года Светлана Кирьянова и Виктория Лантюхова занимались трудом сугубо интеллектуальным. Руководили. Света возглавляла управление биотехнологий в инновационном центре "Бирюч" в Белгородской области. Вика - магазин карнавальных костюмов в Воронеже.

    - Изначально возникла мысль просто уволиться и открыть свое дело. Уходить с работы по найму было страшно, но я надеялась на предпринимательский опыт Вики, - улыбается Светлана. - Мы подумали, к чему руки лежат, и выбрали мебель. Рынок сложный, столярных мастерских и без нас много. Трудно было бы выделиться. Изучили, что модно в столицах, и решили не делать новых предметов, а восстанавливать старые.

    Тогда винтажной мебелью в Воронеже никто не занимался - Вика опросила всех знакомых антикварщиков. Это означало, что ниша есть. Но вот пойдет ли туда потребитель, было неясно.

    Как многие начинающие бизнесмены, девушки не стали корпеть над бизнес-планом и сразу ринулись в бой. Подыскали помещение в двух шагах от главной улицы Воронежа - на территории бывшей типографии "Коммуна". Здания готовили под снос (и готовят до сих пор), никаких удобств не имелось. Зато и арендная плата за просторный гараж составила всего пять тысяч рублей в месяц.

    - Если нам не понравится и покупателей не будет, так хоть денег не жалко, - объяснила Вика. - Пришлось вывезти кучу мусора, восстановить проводку и частично крышу, чтобы на голову не лило. Все рабочие, которых мы тогда нанимали, крутили пальцем у виска: мол, кому нужна советская мебель...

    На ремонт, базовое оборудование, расходники и первую закупку "заготовок" ушло около 300-350 тысяч рублей. Для пробы подруги взяли несколько чехословацких стульев и комод на "Авито". Хотели перекрашивать. Сняв лак, отказались от этой идеи. Сейчас в основном покрывают мебель маслом, чтобы проявить красоту натурального шпона. На компромиссы с заказчиками идут, но редко.

    - Учились по урокам на YouTube - там, наверное, любую профессию можно получить. Консультировались на профильных форумах в интернете. Тут главное - практика. У старой мебели масса секретов. Еще не видела стула, в котором бы за 60 лет ничего не поцарапалось, не сместилось, не сломалось, - призналась Светлана. - С виду все нормально, а разбираешь - всплывают фабричный дефект или следы ремонта. Допустим, под лаком куска шпона нет. При производстве стерли и замазали чем-то. Или крепеж такой, что по всем законам физики давно должен был вывалиться.

    Это не реставрация в строгом смысле слова, подчеркнули девушки. Они обновляют мебель не для музейного, а для практического использования - в обычных постъевроремонтах, в икеевских интерьерах. Конструкцию, если надо, укрепляют, пружины и поролон меняют, обивку делают из современных тканей. Чехлы заказывают у постоянного опытного подрядчика - не все швеи хорошо работают с винтажными формами.

    Вазы, люстры, книги

    Пока девушки набивали руку и увеличивали число подписчиков в инстаграме, за аренду и свет надо было чем-то платить. Ради дополнительного дохода занялись перепродажей интересных предметов с блошиных рынков. Тарелки и стеклянные вазы достаточно было почистить. С люстрами и торшерами пришлось повозиться: их слабое место - электрика. Света научилась ее менять.

    Правда, для восстановления некоторых изделий порой приходилось искать мастеров по всему городу. Однажды Светлана выкрасила зеленую настольную лампу в черный, приделала случайно подвернувшуюся кнопку. Иногородний дизайнер восхитился результатом, нашел еще две такие же лампы и прислал на доработку. Понадобилось привлекать токаря и несколько раз гонять на блошиный рынок в поисках кнопки нужного цвета.

    - Мы каждые выходные ходили по барахолкам, мне так нравилось! Были счастливые находки. Например, прекрасную львовскую люстру в итальянской технике, целую и невредимую, продали за 10 тысяч рублей. Сейчас такие стоят тысяч 30-40. Потом на охоту за винтажными вещами не стало времени, но я надеюсь, что мы к этому вернемся, - мечтает Виктория.

    Подруга качает головой: на рынке трудно не накупить кучу вещей, которые потом замучишься перепродавать. Как-то раз они привезли из Липецка детские плетеные санки. В итоге пристроили в цветочный магазин как элемент декора. Много побочных продуктов появлялось после визитов в старые квартиры. Девушки приезжали за мебелью, а хозяева предлагали купить все, что понравится...

    - Мне хотелось утащить все! Однажды целую машину старыми книжками забили. Потом в библиотеку подарили, раздали, продали, вывезли на склад... Или приехали за торшером, а накупили энциклопедий, - хохочет Вика.

    Дорого, но не богато

    Винтаж взлетел в цене, и люди охотно покупают советские вещи даже в плохом состоянии. Высоко котируются определенные модели стульев и кресел, не так давно был всплеск интереса к круглым столам. Ажиотажный спрос привел к росту цен, некоторые типы изделий за пару лет подорожали в три-четыре раза. Порой дешевле купить новую вещь в стиле 1960-х, благо его эксплуатируют и крупные мебельные фабрики.

    Порой дешевле купить новую вещь в стиле 1960-х, чем мебель того времени в плохом состоянии

    В такой ситуации самостоятельно искать исходники для своего производства девушки почти перестали и сосредоточились на частных заказах. Типичный их клиент - семейный человек от 27 до 35 лет, который недавно обзавелся собственным жильем, или продвинутая молодежь, которой важны идеи экологии, сохранения ресурсов. Обращаются и люди в возрасте: в 1990-е выбросили надоевшую мебель, теперь скучают и хотят вернуть все как было.

    - Вещи секонд-хенд приобретают уже не из соображений дешевизны. Один состоятельный клиент попросил обновить дубовый шкаф, который сам нашел в заброшенном доме. Поставит туда коллекционное серебро. Люди любят истории, и им приятно рассказать, что вот это кресло они добыли на мусорке, а вот эта тумбочка досталась от любимой бабушки, - рассуждает Виктория.

    Если на старте у них практически не было заказчиков в Воронеже - мебель присылали из Москвы и Санкт-Петербурга, из Сибири и с Сахалина - то теперь на родине есть и клиенты, и конкуренты. Но столичные жители по-прежнему охотно присылают вещи на переделку. Получается, им это выгодно даже с учетом доставки.

    - В Москве не так много мастерских по восстановлению мебели. Не все берут крупногабаритные изделия, потому что находятся не на первом этаже. И сроки могут ставить очень большие, - пояснила Виктория Лантюхова.

    Уроки счета

    Первый год в мастерской было три сотрудницы: помимо Вики и Светы, над мебелью корпела их знакомая Даша, художник по образованию. Дальше в команду влились мужчины: столяр Алексей и двое парней, которые тоже никогда не работали с деревом, - Саша и Костя.

    - Мы поняли, что проще подготовить мотивированного человека с нуля, чем объяснять специалисту, как обращаться с винтажом, почему нельзя сковыривать шпон и вообще действовать со старой мебелью так, как с заготовкой из массива, - отметила Виктория.

    Комплекс самозванца в прошлом - а было время, когда подруги не были уверены, что имеют право заниматься мебелью, и из-за этого занижали цену на продукцию. Минувшим летом наконец начали вести полноценный бюджет.

    - Посоветовались со знакомыми экономистами, пересмотрели ценовую политику, четко выделили расходы и необходимую для развития прибыль. Раньше, конечно, многого не учитывали, начиная со своей зарплаты, - признает Светлана Кирьянова. - У большинства неопытных предпринимателей так и происходит: ты думаешь только о стоимости материалов и сроках работы. Про аренду, рекламу, бензин, выплаты подрядчикам, доставку, новое оборудование вспоминаешь в последнюю очередь. Бывало, что уходили в минус по каким-то месяцам, если не успевали закрыть заказ. За свет отдавали 10 тысяч в месяц. Теперь печку поставили - стало теплее и суше, расходы снизились.

    Инфляция, на которую указывают многие производители мебели, задела мастерскую по касательной. Подорожавшую в 2020-м фанеру девушки используют нечасто и в малых объемах. То же касается и поролона, разве что с поставками были задержки: базовое сырье импортное.

    - Ацетон, который мы часто применяем в работе, перед Новым годом вырос в цене на 300 процентов, с 90 до 250 рублей за пол-литра. Но колебания были не такими болезненными для нас, чтобы поднимать цену на свою работу, - пояснила Светлана.

    Она зарегистрирована как самозанятая, Виктория - как ИП. Это удобно, так как юрлица еще не приспособились к работе с легальными фрилансерами.

    Бизнес на доверии

    Из всех каналов сбыта, которые девушки перепробовали на старте, самым удобным оказался инстаграм. За продвижение они не платили, все делали сами: Света фотографировала, Вика (журналист по профессии) сочиняла посты.

    - Первое время мы старались выкладывать фото каждый день - для органического прироста подписчиков, - вспоминает Виктория. - Года полтора вели инстаграм по наитию, потом я прошла обучение, стала более системно показывать, кто у нас работает, как все устроено, какие бывают проблемы. Подписчики этому доверяют.

    От размещения на онлайн-ярмарке "Ламбада-маркет" пришлось отказаться, когда там подняли стоимость участия. Возможно, в перспективе мастерская заведет свой сайт.

    Чему еще предстоит научиться, так это правильной оценке своих сил. Иногда девушки берутся выполнить работу слишком быстро, не беря в расчет возможные задержки с поставкой тканей или комплектующих. Случалось и обжигаться на пресловутом доверии: договорились с клиентом на постоплату, а он пропал с радаров.

    Поделиться