Пал наступает
Суеркул Бекебаев живет в селе Озерном Чуйской области. Его дом находится на возвышенности недалеко от небольшого озерца, за которым простираются поля. К середине июня водоем пересыхает и превращается в болото, густо покрытое камышом. В прошлые годы Суеркул с сыновьями скашивали его. Однако года три назад сыновья уехали на заработки в Россию, а Суеркулу из-за возраста стало трудно в одиночку бороться с коварным растением. Заросли камыша ширились и стали перебираться на поля.
- В этом году, где-то в середине апреля, у нас чуть половина поселка не сгорела, - вспоминает Суеркул. - Перед рассветом мне не спалось. Решил выйти на улицу. Думаю, подышу воздухом, может, сон и придет. Открываю дверь и сразу чувствую гарь, а потом вижу, как внизу горит наше болото. Я разбудил соседей, вызвали пожарных. Пока они ехали, мы пытались как-то сами потушить, да где там. Такой жар, что к озеру не подойти, Огонь на деревья перекинулся, стал уже к сараям подступать. Пожарным туда было не подъехать. Я поднял голову и вижу: над огнем птица летает и громко кричит. Там остались ее птенцы. Мы с соседом пошли к владельцу поля, стали ругаться с ним, а он во всем работников обвиняет, мол, он ни при чем, жалуйтесь, куда хотите.
По информации отдела государственной противопожарной службы Чуйской области, на пульт дежурной части за сутки поступает до пяти сигналов о горящих пойменных лесах. Хорошо, если прибывший вовремя расчет сумеет потушить пожар, но бывает, что к месту сложно подъехать, а площадь очень быстро увеличивается. Случается, что огонь угрожает жилым постройкам.
Одно из серьезных ЧП не так давно случилось близ Токмака. Около 18 часов поступил звонок дежурному пожарной части. Звонивший сообщил, что на 51-м километре трассы Бишкек - Нарын - Торугарт горят заросли камыша. Огонь вплотную приблизился к бензозаправке. До взрыва оставались минуты. Прибывшие на место четыре пожарных расчета боролись с огнем более четырех часов. Выгорело больше пяти гектаров леса. Экологи утверждают: на его восстановление уйдут десятилетия.
После нас хоть потоп
По приблизительным подсчетам МЧС КР, с февраля по май 2021 года только в Чуйской области огнем уничтожено свыше 60 гектаров пойменных лесов. Наказания никто не понес, хотя по законодательству за сжигание производственного мусора, листьев и других предметов в неустановленных местах предусмотрен штраф: 7,5 тысячи сомов для физических лиц и 23 тысячи - для юридических. Хотя, конечно же, вряд ли подобные суммы смогут восполнить ущерб, нанесенный окружающей среде.
- Для того чтобы наглядно убедиться в варварском отношении к природе, ездить далеко не нужно, - утверждает глава общественного объединения "Клуб путешественников" Равиль Темиргалиев. - Достаточно выехать на объездную дорогу. Вдоль трассы можно наблюдать целиком уничтоженные лесные массивы. Фермеры выжигают камыш на полях, потом огонь перекидывается на леса. Кстати, эффект от такой борьбы с камышом нулевой. Весной он снова вырастет. А вот то, что после выгорания пойменного леса здесь долгое время не будут гнездиться птицы, в озерках нереститься рыба, а в болотах исчезнут даже лягушки, факт.
Специалисты неоднократно пытались привлечь внимание к ситуации, но ни фермеры, ни местные власти внимания на них не обращают. Экологи тем временем называют сложившееся положение катастрофическим.
- Люди нещадно выжигают леса, скот вытаптывает траву, а компании, ведущие добычу полезных ископаемых, часто работают без оглядки на экологические ограничения и в буквальном смысле хоронят вокруг себя все живое, - заявил эколог, исполняющий обязанности доцента университета АДАМ Бишкекской финансово-экономической академии Илья Домашов. - Это приводит к разрушению почвенного слоя, уничтожению представителей мира животных, растений и грибов. Некоторые из них, между прочим, являются редкими и исчезающими видами, занесенными в Красную книгу. Например, кутора и выдра. Их популяции напрямую зависят от состояния пойменных экосистем. При этом кутора не регистрировалась нашими учеными уже более десяти лет. В пойменных экосистемах тем временем кормится и гнездится большое количество птиц. Уничтожение привычной им среды таит большую угрозу. Как считают мои коллеги-экологи, для сохранения биоразнообразия в пойменных экосистемах пора создавать микрозаповедники.
Гамал Соронкулов, эколог:
- Пойменные леса у нас в Киргизии можно назвать легкими любого населенного пункта. И именно они беспощадно выжигаются. В 1950-е годы я не мог пробиться к реке из-за непроходимых зарослей, а сегодня берега облысели. На мой взгляд, государству необходимо озаботиться созданием службы охраны пойменных лесов. В противном случае лет через пять мы их потеряем. Даже не берусь предсказать, какими страшными могут быть последствия. Реки начнут размывать берега, а водоемы - мелеть. Полностью исчезнут и без того малочисленные животные и птицы. На восстановление экосистемы понадобится гораздо больше средств, чем сейчас на ее защиту.
Кстати
По мнению большинства исследователей, разрушение человеком пойменных экосистем приводит не только к гибели уникальной флоры и фауны, но и к увеличению количества чрезвычайных ситуаций. Растет число паводков и селей, потому что горные реки размывают прежние русла. Снижается уровень увлажненности почв, мелеют пруды и озера.
В прошлом году в республике презентовали специальную электронную карту ecomap.kg, на которую любой человек может нанести точку с информацией об экологическом происшествии. Подобные проекты работают во всем мире.
По словам директора общественного фонда "Институт экологических решений" Натальи Слепченко, на ресурсе размещается информация о проблемах с охраной окружающей среды во всех регионах страны. Причем фиксировать нарушения могут как координаторы проекта, так и любой гражданин.
За год работы проекта на карту Киргизии было нанесено несколько десятков объектов, представляющих серьезную экологическую опасность.