Открыто движение по всей Центральной кольцевой автодороге
Путин посетил диспетчерскую, куда выводится вся информация по трафику и метеоусловиям. Ситуация отслеживается в режиме реального времени, в том числе о количестве поездок и составе транспортного потока. И если возникает сложная ситуация, то камера выводит ее диспетчерам, и тогда выезжают аварийные экипажи.
ЦКАД по праву называют мегапроектом. Ее полная длина - 336 км, дорога проходит в Подмосковье на удалении в 50 км от МКАД параллельно "малой бетонке" А-107, она пересекает 13 федеральных трасс, забирая на себя значительную часть транзитного потока. ЦКАД - одна из самых современных скоростных трасс в Европе, а также первая в России умная дорога с развитой интеллектуальной транспортной системой (ИТС) и оборудованной системой взимания платы "Свободный поток" (Free flow).
Для того чтобы замкнуть ЦКАД, была построена развязка на пересечении нового кольца и трассы M-5 "Урал", а также 25 км магистрали от Калужского (М-3) до Симферопольского (М-4) шоссе. Кроме того, были завершены работы на пересечении ЦКАД и М-10 ("старой" Ленинградки). "ЦКАД - основной транспортный проект, он как ось нанизывает на себя все вылетные магистрали, разгружает МКАД, - сообщил вице-премьер Марат Хуснуллин. - Со МКАДа ушли 50 тысяч машин, нагрузка упала на 12%, сократилась аварийность, спасены сотни жизней". По словам вице-премьера, ЦКАД дает колоссальную экономию времени в пути, это проект мирового уровня, которым мало какой из мегаполисов мира может похвастаться.
ЦКАД кардинально изменит логистику грузов в европейской части России. По оценкам экспертов, с появлением ЦКАД в Подмосковье возникнет 200 тысяч новых рабочих мест. "Мы видим сотни миллиардов инвестиций, которые завязались на проекты вокруг ЦКАД, - добавил Хуснуллин. - Он дает колоссальный мультипликативный эффект для экономики".
"Эффект от строительства ЦКАД очевиден, - вся область теперь связана единым кольцом, стало удобно переезжать из города в город, - заявил губернатор Московской области Андрей Воробьев. - И жителям, и "скорой помощи" эта дорога обеспечит совсем иное качество жизни".
Строительство ЦКАД вызвало огромный интерес инвесторов. Вокруг этой трассы строится 19 индустриальных парков, логистические комплексы. "Здесь создаются рабочие места, есть большая программа строительства доступного комфортного жилья", - перечислил Андрей Воробев. По его мнению, такого же эффекта стоит ждать и от трассы М-12 Москва - Казань.
Всего при создании нового кольца было построено 55 мостов, 144 путепровода, семь экодуков (мест для пересечения животными автодороги) и 19 пешеходных переходов.
На трассе установлены 192 камеры фото- и видеофиксации. Общая протяженность шумозащитных экранов вдоль населенных пунктов - 60 км. В работах по ее строительству одновременно участвовали до 15 тысяч человек и более трех тысяч единиц техники.
Придорожная инфраструктура еще создается. "Что касается экономики, то если бы с самого начала, сразу бы осваивали прилегающую территорию, то было бы более эффективно. "Автодору" надо заняться этой работой", - отметил Владимир Путин. Речь идет о заправках и кафе.
Стоимость строительства магистрали превысила 340 млрд рублей. Для финансирования строительства было заключено два долгосрочных инвестиционных соглашения с привлечением до 15% заемного капитала и два концессионных соглашения, в которых доля кредитов дошла до половины.
Полная стоимость ЦКАД - 341,2 млрд рублей, из которых 150 млрд рублей - средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Инвесторы вложили 96,66 млрд рублей. Эти деньги окупятся за счет платы за проезд по новой трассе. Среди тех, кто финансировал строительство ЦКАД, - Сбербанк, Газпромбанк, Евразийский банк развития, национальный институт развития ВЭБ.РФ, Российский фонд прямых инвестиций.
Всего в России плата за проезд на участках дорог федерального и регионального значения взимается в 15 регионах. Среди них Краснодарский край, Санкт-Петербург, Удмуртия, Воронежская, Калужская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Новгородская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Тверская и Тульская области, а теперь и Москва. Общая протяженность платных автотрасс превышает две тысячи километров.
ЦКАД начали строить в 2014 году. Должны были закончить в 2019 году, но сроки несколько раз пришлось перенести. Дорожникам потребовалось переложить 878 инженерных сетей и коммуникаций на всем протяжении трассы. "ЦКАД - знаковый объект для всей страны, - ранее говорил Марат Хуснуллин. - Часть участков была сдана раньше срока. Чтобы успеть переложить газопроводы и другие коммуникации в тех местах, где они пересекаются с новой трассой, пришлось изменить законы. Если бы к этому не подключилось руководство страны, мы бы не сдали ЦКАД так быстро".
При подготовке к строительству одной из развязок на ЦКАД-5 в 2015 году были найдены два уникальных сфероконечных шлема XVI века, периода правления Ивана Грозного. Археологические работы проводились на месте древнего селища "Игнатьево-2" - ныне город Звенигород. Раскопки организовал Институтом археологии РАН по инициативе "Автодора". Шлемы, считают ученые, имеют огромную историко-археологическую ценность. Такие находки обнаруживают раз в сто лет. Также нашли многие предметы русского быта, элементы вооружения и снаряжения коня и всадника.
Идея создания новой трассы появилась в 2005 году. Одной скоростной дорогой решили соединить основные вылетные магистрали и разгрузить столичные улицы от транзитного транспорта.
Проектирование Центральной кольцевой автомобильной дороги началось в 2008 году. Строительство ЦКАД стартовало в 2014 году.
Введенный в строй ЦКАД - это четыре полосы движения, отсутствие перекрестков, обходы населенных пунктов. При движении по новой трассе время транзита между радиальными шоссе может сократиться в несколько раз, сообщили в ГК "Автодор".
Разрешенная скорость движения - 110 км/ч, в то время как на автомобильной дороге А-107 средняя скорость движения - 60 км/ч.
С начала эксплуатации ЦКАД в ноябре 2020 года через рамки взимания платы проехали 19,2 млн автомобилей (по данным на 7 июля 2021 года), из них 18,6 млн в 2021 году. Среднее количество проездов грузовых транспортных средств за сутки возросло на 250% - с 12 099 в январе до 42 275 на начало июля.
Заплатить придется за проезд по 260 км ЦКАД. "На сегодня проезд легкового автомобиля по ЦКАД стоит порядка трех рублей за километр, грузового - втрое дороже, - сказал глава госкомпании "Автодор" Вячеслав Петушенко. - Самое главное, что мы ушли здесь от привычного всем шлагбаума. А это экология, это время, которое мы больше не будем тратить. Ты едешь по трассе со скоростью 110 км/ч и нигде не останавливаешься". Если пользоваться транспондером, можно еще немного и сэкономить, добавил Петушенко.
Тариф при использовании транспондера для легковых машин составит в среднем 3 рубля за километр, для грузовых - около 8 рублей. Чем большую дистанцию проезжает машина, тем меньше стоит каждый километр, пояснили в "Автодоре". Взимание платы не предполагает остановку перед шлагбаумом - автоматика первой в России трассы, на которой реализована система "Свободный поток", сама считывает номера машин и выставляет счет. Водителям рекомендуется заранее сделать авансовый платеж на сайте дороги. Кстати, каждый второй водитель пользуется транспондером - доля использования гаджета с 45% по итогам 2020 года увеличилась до 56%.
На ЦКАД используется автоматическая система управления дорожным движением. Вся дорога просматривается камерами, датчиками и сенсорами. Это позволяет моментально заметить аварию или неисправную машину, отправить к ней аварийного комиссара. Он окажется на месте максимум через 10-15 минут, поможет оформить ДТП, устранить мелкие неисправности или же вызовет эвакуатор. Аварийных комиссаров, которые работают на платных трассах, за первые пять месяцев 2021 года вызывали более 15 тысяч раз, чаще всего для оказания технической помощи, рассказали "РГ" в госкомпании "Автодор".
Трасса Москва - Казань с продлением до Екатеринбурга дойдет до Челябинска и Тюмени к 2024 году. Такую задачу перед строителями поставил президент Владимир Путин на церемонии открытия движения на всем протяжении ЦКАД. "Задача поставлена интересная и амбициозная, - прокомментировал Марат Хуснуллин. - Слаженная работа строителей на реализованных проектах позволяет уверенно сказать, что к 2024 году мы дойдем и до Тюмени, и до Челябинска, и замкнем кольцо в Екатеринбурге". По мнению вице-премьера, работы надо будет завершить к сентябрю 2024 года, пока продолжается сезон. При этом вице-премьер попросил не забывать и о дополнительных сложностях, связанных с коронавирусом.
"У нас сейчас 7 тысяч рабочих, а через два месяца должны работать 15 тысяч человек, еще 8 тысяч строителей надо собрать, 2,7 тысячи единиц техники, - сообщил Хуснуллин. - Сейчас прорабатываем вопросы с Беларусью, Узбекистаном, Киргизией, чтобы завезти дополнительные трудовые ресурсы".