12.11.2021 17:29
    Поделиться

    Минпромторг обсудил рост цен на бумагу с российскими производителями

    Офсетная бумага в России с начала года подорожала на 6%, а картон взлетел в цене более чем в полтора раза. На сопоставимый рост (а местами и выше) жалуются типографии Европы и США, однако удивляться тут нечему: онлайн-торговля диктует рынку свои приоритеты - больше упаковки, меньше книг и газет. Это заставляет промышленников во всем мире перепрофилироваться. Чем это обернется для издателей - в материале "РГ".
    РИА Новости

    За последний год (сентябрь к сентябрю) отпускная стоимость целлюлозы в России выросла на 30%, офсетная и типографская бумага подорожала на 6-15%, оберточная - на 46%, а самый востребованный гофрированный картон взлетел в цене на 65%. Газетная бумага почти не дорожает на фоне падения спроса на нее, почти не меняется и цена газеты в рознице. Книги же, которым "досталось" больше всего за время пандемии, не дешевеют, их качество снижается, а тиражи продолжают сокращаться вместе с газетными на фоне разворота производственных процессов в сторону упаковки.

    Союз предприятий печатной индустрии (ГИПП) на этом фоне попросил минпромторг о субсидиях на производство бумаги. Ведомство провело совещание с производителями бумажной и печатной продукции и решило создать рабочую группу для сбора данных по ценам и "решения проблемных вопросов". Производители среди таковых назвали ускоренный рост стоимости транспортировки продукции и дефицит автотранспорта для работы. Кроме этого, они просят проработать вопрос с химикатами для производства бумаги, которые также дорожают из-за высокого спроса.

    Несмотря на трудности, бумажные комбинаты "держат производство на прежнем уровне и нацелены на внутренний рынок", заверили в минпромторге. Предприятия готовы полностью по прямым договорам обеспечивать различными видами бумаги издателей и типографии. Также участники совещания договорились найти компромисс по ценам на следующую подписную кампанию, чтобы рост стоимости бумаги был не выше уровня инфляции.

    Сейчас Россия занимает третье место в мире по объему производства волокнистых полуфабрикатов и 13-е место - по объемам производства бумаги и картона. Средние темпы роста целлюлозно-бумажной промышленности (ЦБП) в 2015-2018 годах были выше, чем в среднем по обрабатывающему сектору - более 5% в год, но они замедлились в 2019 году. Тогда же поступили жалобы от издателей, и президент Владимир Путин дал поручения о стабилизации стоимости бумаги, а "благодаря их выполнению цены на бумагу в последние два года держались на одном уровне", говорят в минпромторге. В 2020-м ЦБП вышла из кризиса лучше, чем многие другие отрасли, но сюда не относится выпуск бумаги для печати и письма. Небольшие издатели жаловались, что не могли вовремя получить заказанный тираж из-за того, что комбинаты отдавали предпочтение более объемным заказам, как правило, не связанным с книгами.

    Комбинаты переходят на выпуск картона вместо газетной бумаги, и не только в России: процесс затронул также Европу и Китай

    Участники совещания отметили, что пандемия коронавируса плохо отразилась на бумажном рынке. Хотя на самом деле кризис лишь обострил системные изменения: спрос на печатную прессу упал до минимума, реклама перешла в онлайн, пандемия обвалила потребление бумаги в школах, офисах и на предприятиях из-за перехода на удаленный формат работы. Снизился даже экспорт целлюлозы из России - на 6,6%, судя по таможенным данным, сократилось и ее производство - на 0,5%. Зато производство бумаги и картона за тот же период подскочило на 7%, сообщал Росстат.

    В прошлом году рост рынка картона обеспечил повышенный спрос на продукты питания, товары первой необходимости и развитие интернет-торговли из-за изменения структуры и модели потребления на фоне пандемии, а по итогам этого года прогнозируются опережающие темпы роста спроса на всех региональных рынках, особенно в Центральном федеральном округе, где рост объемов потребления превысит 30% в стоимостном выражении и 11% в натуральном выражении, указывает Центр экономики рынков.

    На этом фоне, например, нижегородский ЦБК "Волга" занимается перепрофилированием законсервированной уже шесть лет бумагоделательной машины, которая ранее выпускала газетную бумагу. После модернизации она выдаст 140 тысяч тонн картона в год. На эти цели ЦБК смог получить льготный заем, назвав целевой аудиторией производителей гофроупаковки. Наряду с другими планами по модернизации выпуск бумаги к 2024 году на ЦБК "Волга" вырастет на 42%, что должно как минимум сохранить работу персоналу и как максимум - увеличить отчисления в региональный бюджет.

    Отказ от выпуска газетной бумаги очевиден: пандемия обвалила и без того упавшие тиражи печатных СМИ (по оценкам минцифры, в 2020 году они сократились на 30-60% в зависимости от региона). Среднее падение рекламных доходов в печатных газетах и журналах за первую половину 2020 года составило 44%, объемы прямой рекламы упали на 55-65%. В результате до минимума были сокращены редакционные штаты, а число зарегистрированных в РФ изданий с 2009 года сократилось на 42%, следует из данных Роскомнадзора.

    Аналогичная ситуация и в сегменте книгоиздания. Число выпущенных издательствами названий книг и брошюр в 2020 году сократилось по сравнению с 2019 годом на 13,3%, совокупный тираж снизился почти на 20%. Отечественное книгоиздание, по сути, откатилось на уровень 2005-2006 годов, а 40 типографий объявили о полной остановке производства.

    Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, минцифры призывает видеть в изменении рыночной конфигурации не угрозы, а возможности для развития индустрии и ее партнеров - полиграфистов, распространителей и рекламодателей. Одно из основных направлений, которому следует уделять особое внимание, - подписка и продажа цифровых версий изданий. Необходимо приучать читателя к тому, что за качественный контент нужно платить.

    Инфографика "РГ"/ Антон Переплетчиков/ Александра Воздвиженская
    А как у них

    В Европе спрос на полиграфическую бумагу вырос в этом году почти на треть, цены следом поднимались на 70%. Наибольшие проблемы до сих пор испытывают небольшие издательские дома, не обладающие достаточным оборотом для крупных типографских заказов. Они, в отличие от крупных издателей, не могут снизить отпускную цену без субсидий, поэтому чаще всего речь идет о сокращении тиража книг или вовсе его отмене.

    Некоторым издательствам в Европе удалось сформировать запас бумаги, поэтому дефицит для них "отодвинулся" на несколько месяцев, однако, например, в Италии подорожание все равно грянет в ноябре - на 6-12% в зависимости от типа бумаги. Дополнительным катализатором стали подорожавшие газ и электроэнергия. Кроме того, рост цен на алюминий в два раза за последние полтора года поднял стоимость офсетных пластин для печати.

    Высокий спрос на картонную упаковку в США на фоне бума электронной коммерции и вовсе обвалил мощности по производству бумаги на 20%, в итоге часть комбинатов перепрофилировалась под выпуск картона, часть - остановила работу. Кроме того, сократился импорт бумаги почти на 10% из-за проблем с логистикой, которые еще и подняли стоимость фрахта.

    В Миннесоте типографии жаловались на рост стоимости бумаги на 16%. Справиться с кризисом ранее 2023 года там не рассчитывают. Дело в том, что даже при наличии необходимого капитала достать бумагу слишком трудно. Дефицит ударил в основном по розничным сетям, и многие компании уже в сентябре предупредили клиентов, что не смогут доставить к Рождеству около 100 млн каталогов. Примечательно, что, например, в Колорадо наблюдается повышенный спрос на каталоги на фоне перегрузки читателей валом цифровой информации за период пандемии.

    Многие издатели рассчитывают на китайский импорт, однако и там наблюдается тренд на перепрофилирование. Например, один из крупнейших производителей газетной бумаги в Китае, который выпускает в год около 1,5 млн тонн продукции, решил частично перевести выпуск на другие сорта для полиграфии, оставив в приоритете внутренний рынок. Финский концерн UPM, обеспечивающий бумагой периодические издания, по итогам первой половины года заявлял о росте издержек на фоне высокого спроса, и решение проблемы оказалось довольно простым - повышение цен. Кроме того, концерн решил продать свой завод по производству газетной бумаги в Великобритании и на 6% сократить персонал.

    Комментарий

    Павел Карнаух первый вице-президент ассоциации "Русский лес":

    Цены на лесопромышленную продукцию начали расти с третьего квартала прошлого года, в том числе и на продукцию целлюлозно-бумажной промышленности. Цены на бумагу, картон, упаковку выросли в среднем на 20-50% за этот период. В сегменте древесных плит на пике рост составлял еще больше: цены взлетали более чем на 300%. По нашим оценкам, за восемь месяцев этого года цены на бумагу и картон выросли на 27%, на крафт-лайнер - на 50%, на тест-лайнер - на 90%, на офсетную бумагу - на 8%, на газетную - всего на 3%.

    Рост цен никак не связан с ЛесЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней) и другими изменениями в российском законодательстве. Рост или снижение цен - это рыночное явление, которое зависит прежде всего от баланса спроса и предложения, текущей конъюнктуры рынка. Конечно, есть трендовые явления, например, политика по снижению выбросов углекислого газа, декарбонизация, развитие циркулярной экономики. Однако это долгосрочные тренды, которые формируют будущую структуру потребления.

    Подготовил Алексей Дуэль

    Поделиться