Поделиться

    В Поморье и НАО самозанятые в качестве экскурсоводов помогут туристам

    Увеличение туристического потока в Арктику во время новогодних праздников наглядно продемонстрировало существенные недостатки в туристической сфере. Причем связаны они не только с плохими дорогами и слабым уровнем развития мобильной сети - бизнес оказался не готов к взрывному росту интереса россиян, вернее, к его сезонному характеру. Дело в том, что основные потоки гостей Север принимает летом и на пике зимы, а в межсезонье поток относительно ровный. Многие предприниматели просто не успевают "настроить" бизнес на высокий спрос.
    Владимир Трефилов /РИА Новости

    Кадровый голод, который испытывает большинство представителей туриндустрии, еще более усиливает проблемы в этой сфере. Поэтому в Арктике к приему туристов власти начали привлекать местные сообщества.

    Так, в Ненецком автономном округе гидом теперь может стать каждый - проводить экскурсии по Нарьян-Мару здесь будут жители НАО. Совместную идею администрации и центра развития бизнеса региона протестировали неделю назад в столице округа - инициативная группа приняла участие в пешей экскурсии по одному из городских туристических маршрутов Нарьян-Мара. Первую экскурсию провела директор музейного объединения округа Елена Меньшакова, а по ее стопам пойдут нарьянмарцы, которые зарегистрировались как самозанятые. Кстати, к работе с туристами здесь планируют привлечь и студентов, для которых экскурсии станут неплохой подработкой. Водить гостей жители округа будут не только по городу - планируются также поездки в соседний поселок Красное, где в загоне можно увидеть стадо оленей.

    - Поток туристов за последнее время значительно вырос, и необходимо "взрастить касту гидов-экскурсоводов", которых сегодня в регионе не хватает, - пояснили в администрации округа.

    А центр развития бизнеса предложил даже микрозаймы на покупку оборудования - к примеру, поясных громкоговорителей, которыми обычно пользуются экскурсоводы.

    Тем временем в Архангельской области самозанятые жители региона уже предлагают индивидуальные и групповые экскурсии, многие разрабатывают собственные маршруты. Но за спросом тоже не всегда успевают.

    Чтобы компенсировать дефицит ресурсов в сфере гостеприимства и заинтриговать приезжающих на Север людей чем-то оригинальным, вспомнили старинные обычаи

    Это, кстати, касается всей сферы гостеприимства Поморья. Так, единственный ресторан в деревне Малые Карелы под Архангельском (здесь находятся музей деревянного зодчества и лыжный стадион) во время новогодних праздников был переполнен - даже с учетом того, что количество мест в нем значительно увеличилось и на территории появилось еще одно кафе. Гостей, которые специально приехали из других регионов и вовремя не забронировали места, администрации приходилось перенаправлять в городской общепит.

    В Архангельске, несмотря на то что по количеству новогодних огней, гирлянд и праздничных уголков для селфи город в этом году превзошел сам себя, из нескольких симпатичных пряничных домиков на пешеходной Чумбаровке постоянно работали один-два: сувениры и традиционные северные козули в них буквально сметали с прилавков - видимо, продавать было уже просто нечего. Самая "вкусная" объединяющая инициатива прошедших праздников - фестиваль северных десертов "Сладкая ZIMA", в котором приняли участие девять ресторанов Архангельска. Но спрос и здесь зашкаливал - рестораторы не всегда успевали готовить новую партию традиционных северных сладостей.

    Отметим, что в прошедшие праздники только музей "Малые Корелы" принял 23 тысячи гостей. Многотысячные пачки билетов распродали в музеях "Гостиный двор" и Степана Писахова, Северном морском музее. При всем этом необходимо учитывать, что продолжают меняться формат путешествий в Арктику и "география" гостей. А значит, и туриндустрии тоже необходимо перенастраиваться:

    - Все туроператоры в один голос говорят о том, что, несмотря на прием больших групп, гораздо больше стало маленьких индивидуальных. Значительно расширилась география туриста: если раньше подавляющее большинство приезжало из Москвы и Московской области, то сейчас в разы увеличилась аудитория Санкт-Петербурга, - рассказала "Российской газете" директор государственного центра развития туризма и культуры Архангельской области Светлана Корницкая. - Все больше гостей из отдаленных регионов, в списке которых Поволжье, Урал, Екатеринбург, Нижний Новгород, Пермь, Ростов, Краснодар, Крым. Едут к нам и соседи из Кировской, Вологодской областей, Республики Коми. Кстати, несмотря на закрытые границы, в турах по Архангельской области побывали граждане из Великобритании, Нидерландов и Казахстана.

    Для того чтобы компенсировать дефицит ресурсов в сфере гостеприимства и заинтриговать приезжающих на Север людей чем-то оригинальным, в центре развития туризма также стараются подключать местных жителей. Собственно, ничего нового изобретать не требуется, ведь в Поморье веками существуют популярные зимние забавы, важно лишь "раскрыть" их для гостей.

    Так, на прошлой неделе впервые туристам предложили святочные программы в деревнях. В вельской Угреньге, что на границе с Вологодской областью, гостей водили на экскурсии в музей льна "Теребинский ленок". В красноборском селе Черевково, не так давно вступившем в ассоциацию "Самых красивых деревень России", во время Святок туристы кружили по местному амбару со свечами в руках, а местные жители в это время рассказывали им старинные легенды.

    Тем временем на родине писателя Федора Абрамова в пинежской деревне Веркола туристам предлагали даже "полоть" снег решетом - оказывается, таким образом во время Святок местные жители обычно предсказывают судьбу. При этом, несмотря на необычность процедуры, Пинежье вышло в деревенские лидеры по приему гостей.

    Еще один активный формат, который позволяет туристам почувствовать себя покорителями настоящей Арктики, - экспедиции на снегоходах. Кстати, если в прошлом году снегоходная тема только зарождалась, то в этом уже появился комплекс предложений с экспедиционными программами, открылась снегоходная школа:

    - Мы уже взяли себе на заметку - в ближайшее время проведем "снегоходную инвентаризацию области", чтобы комплексно рассказать о ней для всех гостей, - отметили в центре развития туризма.

    Кстати

    В новогодние праздники Поморье посетили около 15 тысяч человек - по сравнению с прошлым годом рост равен 30 процентам. Загрузка гостиниц в эти дни в среднем составила 90 процентов, а на Соловках и в Каргополе все отели были заполнены "под завязку". Тем временем в НАО (с населением всего 40 тысяч человек) территорию туристического центра посетили в праздники более 200 иногородних гостей, а в целом за 2021 год в округ приехали 15 тысяч туристов. По сравнению с 2017 годом турпоток в регионе увеличился примерно в два раза.

    Поделиться