Будет ли удачным эксперимент в Москве с оставлением места ДТП

Страховщики и юристы по просьбе "РГ" оценили возможные перспективы уникального эксперимента, который будет проведен на дорогах Москвы. По оценкам заммэра Максима Ликсутова, сейчас вполне допустимо разрешить водителям покидать места мелких аварий на вылетных магистралях, если они обошлись без пострадавших. Это необходимо для сокращения смертности на дорогах. Ведь под колеса на скоростных дорогах часто попадают водители, которые просто осматривают повреждения авто. Концептуальных возражений эксперты не высказали, однако к определенным частностям этого процесса возникли вопросы. 
Виталий Аньков/ РИА Новости

Андрей Лисов, юрист:

- Я думаю, эксперимент будет удачным. Ни для кого не секрет, что часто случаются "повторные" ДТП - наезды на авто и людей. Также они бывают и во время оформления протокола сотрудниками ГИБДД. Достаточно вспомнить наезд машины на таксиста, который произошел на Ленинградском шоссе. Когда после незначительного ДТП водитель вышел осмотреть повреждения, его насмерть сбили. Участники происшествия мешают нормальному движению на оживленных магистралях, и возможность как можно быстрей покинуть проезжую часть пойдет только на пользу. То есть, и движение не будет остановлено в большинстве случаев, и количество "повторных" наездов уменьшится в разы. А картину произошедшего можно будет восстановить по видеокамерам. 

Российский союз автостраховщиков (официальный комментарий для "РГ"):

- Проблема вторичных ДТП нам понятна, и концептуально РСА не против эксперимента. Однако это потребует изменения действующего законодательства. По закону об ОСАГО, например, оформить ДТП по европротоколу и получить выплату в размере до 400 тысяч рублей можно только с помощью фотофиксации места аварии через приложение. При этом зафиксировано через приложение должно быть именно место аварии, а не обочины, куда отъехали поврежденные машины. Если таких фотографий нет, то, по закону, действует лимит по выплате в 100 тысяч рублей. Норма эта вводилась специально: чтобы не было мошенников, желающих заработать на получении денег за несуществующие ДТП. Проведение пилота без изменения законодательства, без введения четких правил для страховщиков и условий страховых выплат, очевидно, создает дополнительный риск мошенничества. Страховые компании должны иметь четкие подтверждения произошедшего ДТП на основании данных, независимых от показаний и заявлений потерпевшего. Можно, например, рассмотреть схему, когда поврежденные в аварии машины останавливаются у обочины, не мешая потоку, а водители потом вызывают сотрудника ГИБДД для оформления ДТП. 

Владимир Постанюк, адвокат:

- В теории идея хорошая. Вопрос: как она будет реализована на практике? Инициаторы говорят о большом количестве камер на магистралях. Но смогут ли водители, прежде чем съехать на обочину, убедиться, что камеры работают и зафиксировали аварию? Или что видимость позволяет на основании записей с видеокамер установить обстоятельства ДТП? В каком порядке водители смогут получать видеозаписи для предоставления в страховую компанию вместе с европротоколом или в суд при возникновении спора? Сейчас при наличии сомнений в размере ущерба водители проводят фотофиксацию. Думаю, не многие захотят выступить в роли подопытного, опасаясь риска остаться без страхового возмещения, и водители будут по-прежнему ждать на дороге наряд ГИБДД, чтобы съезд в безопасное место не стал причиной для отказа в страховых выплатах.