27.04.2022 12:22
    Поделиться

    В Самаре открылись "Волжские театральные сезоны"

    Булгаков - в куклах, письма Шостаковича - в ариях. Все сценические жанры, 17 спектаклей, шесть площадок, 10 театров из разных регионов страны (включая обе столицы). Билеты раскуплены до конца пасхальной недели, а актеры продолжают волноваться, ведь фестиваль конкурсный. Обязательное условие - играть классику, а там уже как талант ее препарирует.
    пресс-служба САТОБ

    Открылся фестиваль на сцене Самарского театра оперы и балета двумя постановками на музыку Дмитрия Шостаковича, чье имя театр носит с недавних пор. Это балет "Ленинградская симфония" на музыку первой части одноименного произведения (премьера симфонии состоялась 5 марта 1942 года на этой же сцене). И опера "Игроки", вызвавшая у волжан бурю эмоций, ведь в нее органично вплетена история Самары (Куйбышева) как запасной столицы СССР в годы Великой Отечественной войны.

    Находясь здесь в эвакуации, Шостакович решил написать оперу по пьесе Гоголя. Но создав 40 минут музыки, не стал заканчивать партитуру. Уже после смерти композитора "Игроки" все же попали на сцену в виде одноактной оперы. Почему отказался? На этот вопрос народный артист РФ, режиссер Юрий Александров попытался ответить, включив в музыкальную ткань текст. Параллельно с развитием "гоголевского действия" звучит голос Шостаковича, музыка других его произведений и цитаты из писем к другу, либреттисту И. Гликману. Письма полны тяжелых раздумий и даже отчаяния.

    - Я до этого никогда не работал под дирижерскую палочку, - признается лауреат "Золотой маски", актер Владимир Гальченко, читающий текст за Шостаковича. - Надо было так выстроить свою интонацию, чтобы начать с той ноты, на которой закончил оркестр, и завершить монолог на той высоте, с которой начнется пение.

    У "Волжских театральных сезонов" по-своему счастливая судьба. Фестиваль проводился даже в годы пандемии, поскольку организаторы уверены (и власти региона их финансово поддерживают), что он несет зрителю не только искусство, но и некое успокоение, возможность увидеть, что в истории было много тяжелых времен, но все они заканчивались. Для театрального же сообщества это шанс показать себя, оценить опыт коллег и, конечно же, - открыть новые имена.

    На прошлом фестивале, уже под занавес, полной неожиданностью для публики и жюри стал спектакль - сцены из трагедии "Смерть Иоанна Грозного" не очень до той поры известного драматического театра из Брянска. Но он буквально "порвал зал" и конкурсные "наметки" экспертов. В результате спектакль получил Гран-при фестиваля и награду за лучшую мужскую роль. В этом году зрители вновь ждут откровений от брянской постановки "Прощаясь не навсегда" по Бунину.

    Опера, балет, драма... Но кукольная афиша - особая страница конкурсной программы, ведь в руках опытного мастера кукла может подчас сделать больше, чем живой актер, особенно если речь идет о фантасмагории и сатире на нашу жизнь. А потому, не принижая детского колобка и муху-цокотуху, афиша большей частью ориентирована на взрослую публику: Булгаков "Зойкина квартира", Ильф и Петров "Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска". Дебютант фестиваля Дагестанский театр кукол представит спектакль "Алые паруса" по Грину.

    Поделиться