Самарский художественный музей - удивительное место с прекрасными коллекциями, но здание нуждается в реставрации. В главном выставочном зале (в народе - "мраморном"), как только оторвешь взгляд от шедевров, печальному взору открывается плачевное состояние потолка: весь декор затмевает отваливающаяся штукатурка. К счастью, маскировать это огромными полотнами больше не придется.
- Мы планируем обновлять здание, начиная именно с его главного зала, так как закрыть весь музей на ремонт и лишить людей доступа к его коллекциям было бы неправильно. Музей уже получил средства на разработку проекта, и до конца года документ должен пройти все экспертизы, ведь его здание на улице Куйбышева является объектом культурного наследия и требует реставрации, а не простого ремонта. Уже в 2023 году мы планируем приступить к работам, двигаться будем поэтапно. Еще одно столь необходимое музейное здание, при остром дефиците выставочных площадей в художественном, - знаменитый Дом с атлантами, превратившийся в долгострой. За десятилетия там так и не завершены работы, подрядчик обанкротился. Кроме того, еще на этапе проектирования часть жилых квартир в особняке не расселили. Но и здесь в недалеком будущем обещают принять посетителей.
- Мы надеемся, что уже в текущем году появится возможность публично продемонстрировать это красивое здание, находящееся в высокой степени готовности. Первыми запустим туда представителей профессионального сообщества и фотографов, чтобы через их работы показать эту красоту широкой публике, а уже в 2023-м, по оптимистичным прогнозам, в части особняка под литерой К, непосредственно выходящей на улицу Венцека, начнем выставочную деятельность. О том, когда удастся передать в пользование музею весь строительный объект, говорить пока сложно.
Благодаря нацпроекту "Культура" в Самаре в 2023-2024 годах будет отремонтировано и здание краеведческого музея имени Алабина, деньги уже выделены. Сейчас идет работа над проектом и концепцией обновленного музея, который должен стать не просто современным хранилищем истории, но и отвечать всем требованиям современного музея, куда хочется ходить всей семьей, учиться думать, творить, познавать. А это требует не только обновленных стен, но и подходов к работе.
- Сейчас активно ищем место для переезда музея на время ремонта. Конечно, хочется, чтобы оно было в историческом центре Самары, думаю, что уже в июле назовем новый адрес. Зданий много, но дом для музея должен быть полностью приспособлен не только для хранения музейных фондов, но и для проведения выставок, лекториев, занятий. Музей во время капремонта продолжит работу, пусть и в несколько ином формате, - рассказала Татьяна Мрдуляш. - Уже сейчас команда краеведческого практикует самые разные формы работы - городские экскурсии, образовательные программы, в том числе археологические занятия для детей.
Даже открытие кафе и катка перед входом оживило "уставший" ленинский мемориал и привлекло в музей новых посетителей. Не говоря уже про такие выставки, как иконы самарского живописца XIX века Григория Журавлева (будучи инвалидом, свои работы он писал, зажав кисть в зубах) и "Пермские боги" (выставка христианской деревянной скульптуры из художественного музея Перми), которые стали почти культовыми событиями.
После анонсирования на самарской земле нового Всероссийского фестиваля "СамФест" адепты бардовской песни всерьез обеспокоились, что он может помешать полноценному проведению Грушинского фестиваля, тем более что в 2021 году его вовсе отменили из-за пандемии коронавируса. Министр успокоила поклонников гитары и костров, уточнив, что в Самарской области пройдут все запланированные фестивали. Да и в прошлом году бардовский фестиваль не отменили, а перенесли в концертные залы и на онлайн площадки.
- Мы сейчас работаем над тем, чтобы переосмыслить Грушинскую поляну, на которой проводится фестиваль, инфраструктура здесь морально устарела. Статус особо охраняемой природной территории накладывает большую ответственность, но какие-то изменения возможны, - уверена Татьяна Мрдуляш. - Конечно, есть те, кто ездил к бардовским кострам 40 и 50 лет назад и для них удобства второстепенны. Но есть и новые гости, которые бывают на многих других площадках, сравнивают организацию, и не хочется ударить в грязь лицом. Конечно, с этим нужно работать, организаторы фестиваля сосредоточены на творческой части, а наша задача как министерства - организовать комфортные условия для гостей.
Это и транспортная доступность, и автостоянки, и подготовленные площадки для палаток, и зоны питания, да те же души и туалеты.
Что касается "СамФеста", который пройдет в Самаре 11-12 июня на стадионе "Самара Арена", то он станет не конкурентом бардовской песни, а новым форматом фестиваля.
- Его делает та же команда, что и полюбившийся многим далеко за пределами Самары "Рок над Волгой", но в силу экономических условий это будет менее масштабный, но, надеюсь, не менее яркий проект, посмотрим на реакцию публики, - поделилась глава регионального минкульта. - Гостей фестиваля ждет большой музыкальный праздник с участием победителей конкурса и специальными гостями фестиваля, среди которых Вячеслав Бутусов, Slava Marlow, Сергей Бобунец, Manizha, "Мельница", Олег Митяев, VLNY, Billy.s Band.
Фестиваль Набережных "ВолгаФест" пройдет в этом году в конце августа. Он станет закрытием сезона, сейчас творческая команда работает над его концепцией.
Работы в этом здании продолжаются и должны быть завершены до конца этого года.
- Кроме того, с момента выхода строителей должно еще пройти время, чтобы отладить инженерные системы, - говорит министр культуры. - Мы рассчитываем, что первая выставка откроется в начале 2023 года. Она соберет коллекции из разных музеев и будет связана с историей Фабрики-кухни, с гением этого места. Я на Третьяковку очень рассчитываю именно с точки зрения развития музейного сообщества нашего региона.
Культура - это люди. Где брать и как удержать таланты?
Татьяна Мрдуляш: Развитие и поддержка профессионального сообщества в культуре - важнейшее направление нашей работы. Мы ищем и привлекаем внешних профессионалов, а также стараемся поддерживать и вкладываться в своих. Главные задачи - это достойный уровень оплаты труда и возможности для творческой самореализации. Да, ресурсы очень ограничены, но, как говорят, "кто работает - тому и прибудет". В регионе сделано уже немало в этом направлении.
Самарская область - один из шести регионов, который получил грант на создание Школы креативных индустрий. Учреждение дополнительного образования нового типа появится в Кинеле и будет работать на весь регион. Мы активно участвуем в нацпроекте в части оснащения музыкальными инструментами детских школ искусств, поддерживаем высшее образование в сфере искусства в регионе и рассчитываем, что через системную поддержку образования, привлечение педагогов мы сможем воспитать настоящих ярких звезд.
Хорошо, что удалось сохранить Тольяттинскую консерваторию. В культуре, я считаю, очень важно поступательное созидательное развитие, без резких рывков, переформатирований, закрытий. Но и без готовности меняться внутри, без развития профессионального сообщества жизнь невозможна. Все должно соотноситься с требованиями времени.
Сегодня такой пример разумного изменения в сфере культуры - модельные библиотеки. Они становятся центрами культурной жизни своих сообществ, если бы они не стали другими, не переосмыслили себя, в библиотеки никто бы уже не ходил. Такую же трансформацию проходят музеи. Задача музеев сегодня - не только сохранить артефакты прошлого для будущего, но и быть важной частью жизни тех городов и сел, где они находятся.