13.05.202214:02

Цифровое пространство стало привычным для населения

Вызванный пандемией перевод многих видов трудовой деятельности и образования в онлайн изменил нашу жизнь. Цифровое пространство превратилось в новую реальность, в которой проходит значимая часть жизни многих людей. А некоторые цифровые практики не только стали более востребованными, но и почти полностью заместили традиционные способы действия.

istock

Эксперты считали, что население неоднозначно относится к "цифровой изоляции", и предполагали, что с отменой основных ограничений многие вернутся к прежнему образу жизни.

Однако сравнение уровня цифровизации повседневных практик в 2020 и 2021 годах показало, что новые навыки сохранились у большинства. К таким выводам пришли эксперты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ "Высшая школа экономики", проанализировав изменения в интенсивности пользования онлайн-сервисами среди российской интернет-аудитории. Они были сделаны на основе двух онлайн-опросов, проведенных в октябре-ноябре 2020 года и августе-сентябре 2021 года. Сравнение проводилось на основе индекса цифровизации. Он рассчитывался исходя из ответов респондентов: минимальное значение индекса (0) указывает на отсутствие использования цифровых инструментов, максимальное (100) - на использование только их.

Наибольшие значения индекса отмечены для цифровых сервисов поиска информации (82 пункта), получения госуслуг (80), передачи и оплаты показаний различных счетчиков (73), продажи товаров или услуг (73) и потребления развлекательного контента (72). В эту же группу вошли и практики пользования финансовыми и страховыми услугами. Высокую степень цифровизации (значения индекса от 60 до 69) сохранили игровые практики, аренда транспортных средств, обучение и пользование транспортными услугами (покупка билетов, пополнение транспортной карты, заказ такси и др.).

Умеренная степень использования цифровых инструментов (индексы от 50 до 59) сохранилась в практиках общения и знакомства, просмотра и посещения различных мероприятий, чтения, совершения покупок. В сфере образования роль онлайн-сервисов в 2021 году сократилась, снова стали доминировать традиционные форматы. Уровень цифровизации трудовой деятельности, который был невысоким и в 2020 году, еще сократился после отмены основных ограничений (с 42 до 37 пунктов). Тем не менее, жизнь показала, что цифровизация всех повседневных процессов не оказалась трудностью для большинства населения. А некоторые цифровые сервисы стали настолько удобными, что заменили собой привычные.

- На дальнейшее изменение цифровых практик населения могут оказать влияние санкции зарубежных стран и отдельных организаций в отношении России, - комментирует итоги исследования научный сотрудник Центра статистики и мониторинга науки и инноваций ИСИЭЗ НИУ "ВШЭ" Валентина Полякова. - Уход ряда зарубежных компаний с российского рынка, запрет некоторых социальных сетей ограничивают доступ к привычным сервисам, стимулируя пользователей к поиску новых цифровых инструментов, стратегий поведения в цифровом пространстве. Выбор этих стратегий и скорость адаптации населения к изменениям будут в значительной мере зависеть от уровня цифровых навыков.

Индексы некоторых цифровых практик пользователей интернета в 2020-21 гг.

Источник: ИСИЭЗ НИУ "ВШЭ"

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации