Как строят российские станки в Пензенской области, благодаря чему удалось довести локализацию производства до 80 процентов, рассказал генеральный директор компании "СтанкоМашСтрой" Олег Кочетков.
Ситуация в экономике диктует ускоренные темпы импортозамещения. Как справляется с этой задачей отечественное станкостроение?
Олег Кочетков: Все идет по плану. Многие станкостроители не только у нас в регионе, но и по всей России стали импортозамещаться. Мы делаем это еще с 2014-го года. Условия игры диктует министерство промышленности РФ, департамент станкостроения. Год от года процент локализации и кооперации производства увеличивается. Сейчас мы подошли к рубежу 70-80 процентов локализации по своим станкам. Это довольно высокий процент использования отечественных комплектующих. Наверное, мы "уперлись" только в подшипники, шарико-винтовые пары и линейные направляющие. Я думаю, найдутся компании, которые захотят проинвестировать и вложиться в изготовление этих комплектующих в России, потому что они сейчас очень востребованы и необходимы для рынка.
В первую очередь нужны подшипники. Подшипников должно быть много, они должны быть разные. Я думаю, что в этом году и следующем промышленный бизнес с эту сферу обязательно зайдет, и мы получим качественный хороший продукт.
Ранее правительство РФ ставило цель довести локализацию производства до 70 процентов, за счет чего можно еще увеличить этот показатель?
Олег Кочетков: Вопрос упирается в комплектующие. Проблема с их нехваткой. Раньше на рынке преобладали импортные компоненты, детали европейского производства. Сейчас они на какое-то время, возможно, заместятся, деталями азиатскими. Но на этом нельзя останавливаться, нельзя рассчитывать только на рынок Азии. Обязательно нужно кооперироваться, принимать все возможные меры и направлять силы для производства своих комплектующих. Еще раз скажу: линейно направляющие пары, системы ЧПУ, подшипники, шпинделя - это те вещи, которые должны производить именно в России.
Только после того, как эти комплектующие будут выпускать в нужном количестве и должного качества, у нас будет сильнейший рост в отрасли станкостроения.
Какова роль кооперации сейчас и как осуществляется кластерный подход в машиностроении?
Олег Кочетков: Одной компании невозможно заняться решением всех вопросов, чтобы закрыть все проблемы. Токарный станок, аналог 16К20, состоит из двух тысяч деталей. Производить их в одной компании невозможно. Поэтому нужно кооперироваться предприятиям, которые могут это делать. У кого-то есть шлифовальное оборудование, у кого-то фрезерное, кто-то хорошо закаливает, льет из чугуна, а кто-то делает оснастку. Мы создали на базе нашего предприятия, являющегося локомотивом для всех, станкостроительный кластер, в который входят еще 13 небольших компаний. Они качественно и в срок делают комплектующие, необходимые нам для производства станков.
Этот процесс не новый. Мы уже лет пять находимся в этой действительности, работаем в этом направлении. Соответственно, все компании, которые у нас есть, зарекомендовали себя, не срывают сроки. Если цена повышается, то она изменяется обоснованно, на качестве это никак не отражается. Я считаю, что у нас есть возможность в Пензенской области сделать станкостроение одной из ведущих отраслей, новой, необходимой для всей России, не только для региона, и привлечь туда других станкостроителей и производителей комплектующих. Тогда будет достигнут хороший результат, соответственно хороший объем выпускаемой отечественной продукции. Будет полноценная импортонезависимость, а не просто импортозамещение.