Когда многие международные проекты и контракты оказались под большим вопросом или просто сошли на нет, самое время направить инвестиции на совершенствование транспортной, жилищной, энергетической, социальной инфраструктуры.
В последнее время на это неоднократно обращалось внимание и на государственном уровне. В частности, в конце мая на видеосовещании по развитию отдельных направлений транспортного комплекса было заявлено, что "развитие инфраструктуры является одним из основных драйверов нашей экономики. На протяжении многих лет мы последовательно, системно наращиваем логистические возможности России, делаем это с расчетом на перспективу, на долгосрочный эффект для отечественного бизнеса, для наших граждан. В ближайшие годы нужно форсировать это направление работы. Год за годом должны расти и объемы строительства, обновления сети автомобильных и железных дорог, речной и морской инфраструктуры, транспортных артерий, которые не только соединяют регионы России, служат основой для развития промышленности и сельского хозяйства, но и помогают нашим компаниям, предприятиям наращивать внешнюю торговлю, осваивать зарубежные рынки".
Однако для того, чтобы наращивать торговлю и развивать внутренний и внешний рынки, необходимы не только хорошие дороги, но и хорошие автомобили. "Учитывая, как подорожали в последнее время все транспортные средства, их покупка для компаний-перевозчиков становится серьезной проблемой. Но она решаема - технику можно взять в лизинг с последующим выкупом. В данном случае лизинг позволит единоразово обновить необходимое количество транспорта без отвлечения значительных средств из оборота", - сообщает глава группы Газпромбанк Лизинг Максим Калинкин. Правда, сейчас, когда иностранные производители стали игнорировать российский рынок, возникла и другая проблема: с привозными запчастями и комплектующими, электронными компонентами, которые используются не только в иномарках, но и в отечественных грузовиках. Правительство РФ уже дало добро на временный выпуск ТС без определенных электронных систем и с двигателями пониженного экологического класса (сейчас в России действует К5, соответствующий Евро-5).
Но тут возникает логичный вопрос: а как сочетать выпуск автомобилей Евро-3 или Евро-2 с реализацией нацпроекта "Чистый воздух" и вообще курсом на устойчивое развитие? Вывод напрашивается однозначный: чтобы минимизировать экологические риски и дальше двигаться в разрезе ESG-повестки, необходимо форсировать переход транспортной отрасли на технику на газомоторном топливе на основе метана (КПГ И СПГ, сжатый и сжиженный природный газ).
Компании и частные лица, эксплуатирующие технику на ГМТ, уже смогли по достоинству оценить ее неоспоримые экологические и ценовые преимущества. Доказано многочисленными исследованиями, что метан является чистым видом топлива, а автомобили на нем конкурируют по уровню "зелености" даже с электромобилями. Использование КПГ и СПГ позволяет снизить выбросы парниковых газов на 23 процента - по сравнению с бензином и на 7 процентов - по сравнению с ДТ для пассажирских автомобилей (на 16 процентов для грузовых). В 2-3 раза уменьшается выброс оксидов углерода и азота, задымленность - в 9 раз. По оценке компании "Газпром газомоторное топливо", за пять лет использования метана для заправки машин в России снижение эмиссии парниковых газов составило более 7 миллионов тонн в CO2-эквивалента.
Различный ГМТ-транспорт, включая автобусы и коммунальную технику, идеально подходит для городской эксплуатации благодаря щадящим выбросам и меньшему шуму двигателя. На трассе газовый транспорт тоже демонстрирует великолепные показатели. Так, прошлым летом два СПГ-грузовика на одной заправке проехали из Санкт-Петербурга до СПГ-станции в Пермском крае, то есть 2008 километров, потратив в реальных дорожных условиях 320 литров газа из 390 имеющихся. Дизельная версия грузовика "съела" бы примерно 380 литров ДТ, которое почти в два раза дороже. Так что, как видим, переход на ГМТ оправдан не только в экологическом, но и в коммерческом плане. Причем выгоден всем. "Государству - в плане популяризации газа в качестве альтернативного источника топлива и улучшения экологической обстановки. Компаниям-перевозчикам, которые могут сэкономить при обновлении автопарков (кстати, переоборудование легковой машины окупится примерно через год, грузовой - через два, а дальше чистая выгода). И не будем забывать про муниципальные предприятия, которые имеют, как правило, весьма ограниченный бюджет на обновление парка коммунальной техники, городского пассажирского транспорта", - соглашается г-н Калинкин. Строительство АГНКС и КриоАЗС, а также производство ГМТ-техники и переоборудование бензиновой техники на газовую пользуется существенной федеральной и региональной поддержкой. Например, субсидии на переоборудование автомобиля могут компенсировать владельцу до половины затрат.
При этом, разумеется, ГМТ-технику можно взять в лизинг. Например, только Группа Газпромбанк Лизинг за последние несколько лет профинансировала покупку более двух тысяч единиц ГМТ-техники. Это обновление парка городских пассажирских автобусов для Екатеринбурга, Ульяновска, Салехарда и проч. регионов, перевод грузовой техники коммерческих и госкомпаний на ГМТ…
"Госзаказчики проявляют особый интерес к городским пассажирским автобусам на ГМТ. Это не только экологично в разрезе социальной повестки, но и составляет существенную экономию в бюджете региона на дальнейшем обслуживании и продлении срока эксплуатации транспорта", - сообщил гендиректор Группы Газпромбанк Лизинг Максим Калинкин в рамках участия в Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ 2022).
Общая сумма инвестиций компании в обновление автопарка на ГМТ превышает 8 миллиардов рублей, а для стимулирования этого рынка есть несколько программ поддержки, которые работают при лизинговом финансировании. Так, госпрограмма "Техника на ГМТ" предоставляет возможность покупателям техники, в том числе лизинговым компаниям, получить скидку от 105 тысяч до 2,7 миллиона рублей за каждую единицу ГМТ-техники. Также действуют специальные региональные субсидии и проч. программы и акции. "Все эти меры поддержки способствуют ускоренному переходу на экологичный вид топлива. А лизинг в данном случае может стать катализатором ускорения, поскольку позволяет на приемлемых условиях обновить сразу большие объемы автопарков на ГМТ", - резюмировал топ-менеджер Группы Газпромбанк Лизинг.