15 – 18 ИЮНЯ 2022
15 – 18 ИЮНЯ 2022
Скрольте вниз
17.06.202215:02

Старший вице-президент "Норникеля" Сергей Дубовицкий: Наша стратегия остается актуальной

В третий день работы 25-го Петербургского международного экономического форума, который проходит с 15 по 18 июня, старший вице-президент "Норникеля" Сергей Дубовицкий ответил на вопросы корреспондента "РГ" о взаимодействии в новых условиях крупного российского бизнеса с государством.

Сергей Александрович, вы подписали соглашение с правительством Мурманской области о строительстве нового производства на Кольской площадке. Насколько сегодня, в условиях сложной геополитической обстановки, для крупного бизнеса актуальны новые проекты, в первую очередь инвестиционные? И нет ли у "Норникеля" планов по пересмотру таких проектов?

С. Д.: Стратегия развития "Норильского никеля" рассчитана до 2030 года, она разрабатывалась определенное время - мы несколько лет шли к этому, - и около двух лет назад началась ее активная реализация. Эта стратегия базируется на нескольких основных элементах.

Первое - это вопросы экологии. Это реализация нашей "Серной программы" (сокращение выбросов диоксида серы в десять раз), но не только она. Речь идет о проблемах, копившихся десятилетиями, еще с советских времен, поэтому есть ряд проектов экологической стратегии, утвержденной нашим Советом директоров в прошлом году, - это очистка воды, рекультивация земли и много-много других направлений.

Это, как вы понимаете, приоритет, фундаментальная задача, которую необходимо решать, ее актуальность не отменяется.

Второй момент - модернизация, обновление фондов компании. Это прежде всего инфраструктура, энергетические объекты, нефтебазовое хозяйство. Все это нужно делать, и мы продолжим этим заниматься.

Третий элемент - программа роста и развития компании. Здесь мы исходим из того, что есть фундаментальные факторы, предполагающие востребованность наших металлов. Прежде всего, меди, никеля, то есть тех металлов, которые являются ключевыми, критическими для многих сфер деятельности при переходе к так называемой зеленой экономике будущего. Это и металлы платиновой группы, необходимые для достижения ужесточающихся стандартов в транспортной отрасли.

Мы с уверенностью смотрим в будущее нашей корзины металлов и, безусловно, не сомневаемся в наших силах. Это предопределено, прежде всего, уникальной минерально-сырьевой базой, уникальной инфраструктурой, созданной на Кольском полуострове, в Норильске и вокруг него. Это предопределено и компетенциями наших людей, которые способны такие задачи решать.

Я подвожу к тому, что все элементы нашей стратегии актуальны, и мы намерены ее реализовывать. Она предполагает большую инвестиционную программу - 2,5 триллиона рублей до 2030 года, - и мы уже уверенно встали на траекторию увеличения этой суммы.

Это видно по прошлому, 2021, году - мы вышли на уровень 200 миллиардов рублей инвестиций в год с исторического уровня 100 миллиардов, что тоже немалая цифра. То есть мы говорим об уже состоявшемся двукратном увеличении инвестиций с дальнейшей тенденцией роста. То, что мы делаем, будем продолжать. На перспективы портфеля наших стратегических планов смотрим с большой долей уверенности.

Как мы будем это делать? В тактике будут, безусловно, корректировки из-за известных трудностей и, прежде всего, ограничений, связанных с поставками оборудования, с изменением логистических цепочек. Над всеми возникающими вопросами мы активно работаем, но понимаем, что планы, в том числе графики, сроки, придется корректировать, потому что нужно искать новые технические решения, где-то необходимо перепроектирование. Над этим вся наша команда ритмично работает.

И все-таки - в чем особенности соглашения компании с правительством Мурманской области?

С. Д.: Соглашение направлено на реализацию комплекса проектов. Центральный из них - "Большая медь".

Речь идет о создании нового завода в Мончегорске с производительностью 150 тысяч тонн меди, это плюс 40 процентов к нашим медным мощностям. Это один из ключевых элементов нашей стратегии роста в части медного производства.

Также предполагается строительство нового цеха отделения-разделения файнштейна (промежуточный продукт в пирометаллургической фазе получения никеля, - Ред.). Это вопрос глубокой модернизации нашей Мончегорской площадки в целом.

Стоит сказать и о развитии социальной инфраструктуры, которая необходима, в частности, для привлечения новых специалистов. Нам нужно привлечь в Мончегорск для работы на новых предприятиях более 1700 молодых специалистов, возможно, с семьями, и для этого мы активно развиваем проект по строительству жилого квартала с социальной инфраструктурой (около 2000 квартир, - Ред.).

Вы упомянули о некоторых проблемах, возникающих у компании в связи с известными событиями в мире. Видите ли вы пути преодоления этих сложностей?

С. Д.: Да, безусловно. Не могу сказать, что у нас есть уже готовые корректировки планов на основе контрактов, позволяющие подтвердить те или иные сроки реализации проектов. Но мы точно понимаем, что делать.

Это, прежде всего, вопросы импортозамещения и выстраивания новых логистических цепочек. Над этим, проект за проектом, мы сейчас активно работаем.

Когда мы говорим о сложном оборудовании, следует понимать, что в некоторых случаях нужно не просто поменять один элемент на другой - иногда необходимо полностью пересмотреть техническое решение, изменить проект. Этим мы и занимаемся, поэтому большая нагрузка легла сейчас на наши проектные команды, проектные институты, которые с нами работают. Нужно найти новые надежные системные решения с использованием российского, азиатского оборудования.

Что с вашей точки зрения может сегодня сделать государство для поддержки крупного бизнеса? И каков основной запрос с вашей стороны?

С. Д.: Здесь я бы выделил несколько аспектов. Например, вчера на форуме состоялась сессия по развитию Северного морского пути, и я говорил о том, что логистика в Арктике для реализации крупных проектов - это ключ к успеху или неудаче. От этого действительно очень многое зависит.

Это задача, которая возникла не сегодня, мы к ней уже готовились некоторое время, и сейчас констатируем, что в арктической логистике мы столкнулись с существенным увеличением грузооборота. В эту зимнюю навигацию мы сделали на 75 процентов больше судорейсов, чем ранее. Эта цифра позволяет представить масштаб увеличения нагрузки на нашу логистическую цепь. И это на фоне того, что другие компании сейчас тоже реализуют мегапроекты в арктическом регионе.

Возвращаясь к вопросу взаимодействия с государством, скажу, что нельзя решить некоторые задачи отдельной компанией, хотя мы вкладываем огромные средства в собственные инфраструктурные мощности. В морской порт Дудинка мы инвестируем сейчас около 40 миллиардов рублей для его расширения на 40 процентов - это флот, наши речные артерии, красноярский узел. При этом мы понимаем, что вопрос, например, ледокольной проходки можем решить только во взаимодействии с государством, с Росатомом, чем активно и занимаемся. Уже весь предыдущий сезон мы прошли в плотном контакте с этой корпорацией.

Еще один аспект - это, разумеется, стабильность фискальных режимов. Мы с пониманием относимся к увеличению налоговой нагрузки, которое произошло в прошлом году, при этом, учитывая сегодняшнюю сложную ситуацию и неопределенность по многим направлениям, для нас крайне важно получить гарантии фискальной стабильности на долгосрочную перспективу.

Для новых проектов очень важно внедрять инструментарий механизмов - льготных налоговых режимов, других мер поддержки, - который уже наработан. Территории опережающего развития, специальные инвестконтракты, региональные инвестиционные проекты - все эти режимы сейчас необходимо оперативно внедрять.

Эффективность, устойчивость больших проектов сейчас во многом зависит от этого. Соглашение с правительством Мурманской области направлено, в частности, именно на совместный поиск наиболее оптимальных и действенных способов государственной поддержки.

Специальный проект RG.RU

Петербургский Международный Экономический Форум 2022

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Партнеры проекта: