Трагедии при ЧП удалось избежать буквально чудом. В пятницу 12 августа большинство жильцов пятиэтажки на 20-го Партсъезда, 53, были на работе. А буквально за несколько минут до случившегося одна из соседок выглянула в окно и увидела, как у треснувшего фасада играют ребятишки. Она вышла на улицу, отогнала детей, и в этот момент стена дома рухнула вниз - с первого по пятый этаж.
Жильцов дома в экстренном порядке эвакуировали. Людям разрешили взять с собой только документы и необходимые вещи. Почти сутки спасатели разгребали завалы. По данным администрации региона, экспертам потребуется не менее недели, чтобы оценить состояние здания и решить, что с ним делать дальше.
- По факту обрушения стены жилого дома возбуждено уголовное дело о халатности и злостном неисполнении вступившего в законную силу судебного акта, - рассказала "РГ" представитель СУ СКР по Омской области Лариса Болдинова.
В департаменте городского хозяйства, Фонде капитального ремонта и других ведомствах проходят обыски. И мы не сомневаемся, что виновные будут установлены. Вот только почти три года жильцы покрытого трещинами дома стучали во все двери и убеждали чиновников, что он может рухнуть в любой момент. Но их не слышали.
- С этим домом и ранее была проблема, но, видимо, ей не придали должную значимость, - отметил глава региона Александр Бурков в своем Телеграм-канале.
Пятиэтажный кирпичный дом 53 на улице 20-го Партсъезда был построен в 1966 году. Раньше в нем располагалось общежитие, затем дом получил статус многоквартирного с местами общего пользования. Соседи говорят, что проблемы у здания начались после того, как неприбыльную "общагу" в 2016 году бросила управляющая компания. Потом назначенные управлять домом УК менялись одна за другой, но жилье фактически не обслуживалось. Жилищники разве что аварийные течи в трубах устраняли. И то не всегда.
22 апреля 2021 года в пятиэтажке впервые обрушился угол торцевой стены, по зданию пошли трещины. А 21 мая в Единую дежурно-диспетчерскую службу администрации города поступила информация о том, что в здании произошло повторное обрушение внешней кирпичной кладки стены дома. Потом было и третье обрушение.
Тогда чиновники заявили, что в ситуации виноваты сами жильцы, которые самовольно установили в помещениях душевые кабины без гидроизоляции. Собственников якобы неоднократно предупреждали о последствиях несоблюдения данных рекомендаций, однако они их проигнорировали.
Но прокуратура встала на сторону соседей и обратилась в суд. Прокуроры доказали, что здание имеет многочисленные дефекты, которые угрожают безопасности и здоровью жителей, а также их имуществу. В результате Фонд капремонта обязали привести дом в порядок до 31 декабря 2021 года. Но данное судебное решение так и не было исполнено.
В Фонде капитального ремонта, в свою очередь, заявили, что пятиэтажку ремонтировать нецелесообразно. Она вообще не подлежит восстановлению. Здание необходимо признавать аварийным и сносить. Но городская администрация упорно не признавала дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В мэрии считали, что оснований для расселения пятиэтажки нет.
Судебные тяжбы длились почти полтора года. По иронии судьбы ровно за сутки до случившегося суд все-таки признал злополучную пятиэтажку аварийной.
Между тем эксперты считают, что ЧП на 20-го Партсъезда может повториться в любом ветхом квартале Омска. Только в самом городе расположены более 200 многоквартирных домов, уже имеющих статус аварийных. И практически половина из них не имеет договора с обслуживающей организацией.
По закону, органы местного самоуправления в таком случае обязаны объявить тендер - организовать открытый конкурс по отбору УК. Однако большинство жилищников наотрез отказываются от участия в подобных аукционах. Собираемость платежей в полуаварийном жилье практически нулевая. Зато штрафы за некачественное обслуживание таких зданий могут достигать нескольких сотен тысяч рублей.
Чтобы запустить в брошенных домах теплоснабжение, мэрии приходится в спешном порядке изыскивать дополнительные средства. Впрочем, разовое денежное вливание не решает проблему. В нерентабельных домах ни весной, ни осенью не проводятся плановые осмотры, не выполняется текущий ремонт. Их жильцы вынуждены годами дожидаться переселения в нечеловеческих условиях, рискуя собственным здоровьем, а то и жизнью.