Dolls' lives matter

Почему "Пиноккио" Роберта Земекиса провалился
Запущенная несколько лет назад диснеевская кампания по авторемейкам выглядит всё более иррационально и всё сильнее напоминает болезненную манию: даже не веря в успех грядущего фильма, студия всё равно берётся его выпускать. Так, новый "Пиноккио" от "мышиного дома" отправился сразу на стриминговый сервис Disney+, даже не попытавшись что-то собрать в кинотеатрах.
kinopoisk.ru

И это при том, что снимал картину не абы кто, а сам оскароносный Роберт Земекис! А папашу Джеппетто сыграл его старый знакомец Том Хэнкс. Голос же главному герою подарил Джозеф Гордон-Левитт. Впрочем, звёздная компания и сильный режиссёр - давно не гарантия того, что переделка старой сказки на новый лад не окажется спекулятивным и бесполезным мусором. Достаточно назвать безобразного "Аладдина" от целого Гая Ричи с Уиллом Смитом в роли джинна. Вот и Пиноккио не спасло ни одно из громких имён - фильм с треском провалился и у критиков, и у зрителей, такое единство мнений вызывает редкое кино. Своего рода достижение.

Основная проблема нового "Пиноккио" заключается в том, что он совершенно никому не нужен. Если, например, "Король лев" 2019 года явил миру небывалые технические новшества, а "Красавица и чудовище" наряду с ЛГБТ-повесточкой продемонстрировали какие-никакие визуальные красоты, то оправдания свежей адаптации сказки Карло Коллоди нет вообще никакого - это почти что покадровая калька с посредственной графикой и незначительными изменениями, не имеющими совершенно никакой ценности. Ну, если только вам вдруг не покажется остроумным эпизод, где деревянный мальчуган копается в лошадиных экскрементах. Темнокожую бодипозитивную Голубую фею уже оставим за скобками.

Забавно, но отдающая патологией самоцензура "Диснея", порой выделывающая совсем экстравагантные коленца (вспомним безумного "Дамбо" в исполнении Тима Бёртона), иногда загоняет студию в нелепые парадоксы. Демонстрация алкоголя и сигары, которые в оригинале вообще-то демонстрируют глубину падения героя, считаются теперь неприемлемыми даже в качестве дурного примера, а потому теперь бедняга давится безалкогольным напитком, совершенно неясно почему предлагая считать это чем-то скверным.

Но главное отличие фильма Земекиса от мультика далёкого 1940 года припряталось в концовке, которая здесь донельзя претенциозна. Тут уж, простите, трудно обойтись без "спойлера". Все мы прекрасно помним, что Пиноккио, встав на путь исправления и показав свои лучшие душевные качества, заслуживает право стать настоящим мальчиком после того, как спас родителя от гибели.

Но нынче такой финал расценивается как нетолерантный - по отношению, только не смейтесь, к куклам-марионеткам. Поэтому бедняга так и остаётся деревянным истуканчиком, а папа Джеппетто ещё и образцово-показательно кается перед ним за то, что посмел желать ему стать полноценным ребёнком. Новому Джеппетто теперь демонстративно всё равно, каков его сын: он готов принять его любым.

Впихнуть сюда современные тренды - это, конечно, надо уметь, тут Земекис молодец. В остальном его "Пиноккио" - уверенный претендент на звание самой бездарной экранизации этой сказки, которая смотрится бледно на фоне жутковатого итальянского фильма 2019 года, и, судя по всему, так же будет выглядеть рядом с будущей версией Гильермо дель Торо, у которой как минимум уже есть нетривиальный сеттинг.

Текст на сайте "Год литературы"