31.10.202211:39

В России растет доступность интернета и число онлайн-сервисов

Подавляющее большинство российских домохозяйств (86 процентов) имеют возможность широкополосного доступа в интернет - это на 10 процентов больше, чем годом ранее. Такую статистику привел заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко. Эксперты отмечают, что онлайн-услуги становятся все популярнее благодаря своему удобству.

iStock

По словам вице-премьера, Россия занимает шестое место в мире по доступности домашнего и мобильного интернета среди 117 стран. В прошлом году число подключенных к интернету социально значимых объектов в российских регионах увеличилось в девять раз.

"Это почти 86 тысяч ФАПов (фельдшерско-акушерские пункты. - Прим. ред.), школ, больниц, пожарных частей", - сказал Дмитрий Чернышенко. Он также отметил, что продолжается работа с малыми населенными пунктами. Это затратно, но необходимо, чтобы была связанность, и граждане могли получать услуги онлайн, добавил вице-премьер.

Напомним, в России действует федеральный проект "Информационная инфраструктура". Одна из его задач - установка точек доступа беспроводного интернета (WiFi) и организация сотовой связи в населенных пунктах, где проживает от 100 до 500 человек.

Для российских граждан и организаций доступ к сети интернет сейчас не представляет никакой проблемы, рассказал "РГ" доцент кафедры информационной безопасности киберфизических систем МИЭМ НИУ "Высшая школа экономики" Антон Сергеев.

"Если вы живете в городе и даже за городом, вам ближайший провайдер за небольшие деньги протянет оптический кабель, который обеспечит высокоскоростной доступ к сети интернет, - пояснил эксперт. - Для широкополосного интернета требуется коммутирующее оборудование потребительского класса, оптический кабель, кабель Ethernet - все это в России производится".

Второй особенностью нашей страны, по словам эксперта, является хорошее покрытие высокоскоростными мобильными сетями 4-го поколения. Это обеспечивает мобильный доступ в интернет.

Глобальная сеть позволяет людям пользоваться различными онлайн-сервисами, например, коммерческими. К самым популярным услугам, по мнению Антона Сергеева, можно отнести, например, покупку билетов на самолет или поезд. "Сейчас ногами в кассу мало кто ходит. К тому же есть возможность оценить разные варианты, сравнить самолет с поездом по стоимости, поучаствовать в акциях, - отметил эксперт. - Второе - это сервисы доставки еды, которые пользуются большой популярностью. Третье - это развлечения, четвертое - образовательные услуги".

Не менее важная сфера - социальные услуги. Доля социально значимых услуг онлайн за последние три года выросла в 16 раз. Количество личных кабинетов граждан на портале Госуслуги достигло 99 миллионов. "По сути дела, это все взрослое, активное население нашей страны, и оно получит в этом году, по прогнозам, более полумиллиарда услуг, - сообщил Дмитрий Чернышенко. - Сейчас портал запустил четыре новых сервиса, которые позволяют какие-то недоработки устранять".

О популярности услуг онлайн говорят цифры. К примеру, с момента запуска на Госуслугах сервиса по оформлению выплат на детей в возрасте от трех до семи лет региональные органы соцзащиты одобрили более трех миллионов поданных на портале заявок.

За последние месяцы было запущено еще несколько новых сервисов. Например, теперь многодетные семьи могут через Госуслуги подать заявку на субсидию от государства для погашения ипотеки до 450 тысяч рублей. Другой новый сервис на портале позволяет гражданам подавать заявление в Федеральную службу судебных приставов о том, что за ними по ошибке числится чужой долг. А автовладельцы теперь смогут узнавать об отзывных кампаниях автомобилей. Уведомление об этом автоматически придет в личный кабинет владельца машины.

"Власти понимают, что государственные сервисы по возможностям, скорости и удобству должны быть не хуже коммерческих. А где-то даже и лучше, - сказал "РГ" гендиректор АНО "Цифровые платформы" Арсений Щельцин. - Отсюда такой прогресс и в Госуслугах, и у различных программ по обеспечения сетью интернет поселений с относительно небольшим количеством людей. Пандемия тоже добавила необходимости ускорения этих процессов".

Между тем, пользователям интернета напоминают и об осторожности. Недавно на портале Госуслуг появился новый раздел "Кибербезопасность - это просто!", посвященный безопасному поведению в интернете. В этом разделе пользователи смогут узнать, как обезопасить себя от различных угроз - от взлома аккаунта до телефонного мошенничества.

"Человеку нужно запомнить два момента. Первое - в любой информационной системе самое уязвимое звено - это человек, - отметил Арсений Щельцин. - Второе - необходимо подвергать сомнению все нестандартные формы коммуникаций и процессов. Например, если звонят из Госуслуг, что для портала нетипично, и говорят, что вам назначена какая-то выплата - стоит усомниться".

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации