18.12.2022 22:04
    Поделиться

    Как администрация Тарского района Омской области разрушает многодетную семью Надежды Привалихиной и почему никто из региональных чиновников не может повлиять на ситуацию

    В Тарском городском суде продолжается процесс о лишении родительских прав жительницы села Чекрушево Надежды Привалихиной и взыскании с нее алиментов на троих детей. "Российская газета" уже два раза рассказывала об этой истории (см. "Пятый угол Надежды" от 29.11.2022 года и "Дети без Надежды?" от 01.12.2022). Но неожиданно в этом резонансном деле появился новый поворот: возглавил эту компанию по разлучению детей с родителями сам глава Тарского района Евгений Лысаков.
    Чиновники решили, что дети голодают, живут в холоде и без присмотра. Они требуют лишить Надежду родительских прав, а сыновей отдать под опеку.
    Чиновники решили, что дети голодают, живут в холоде и без присмотра. Они требуют лишить Надежду родительских прав, а сыновей отдать под опеку. / Наталья Граф

    Всю силу свой власти и своей команды он направил, как ни странно, на разрушение семьи. Хотя его пытаются привести в чувство и вразумить и детские омбудсмены, и общественные и родительские организации, движение "Союз матерей России", ассоциация многодетных семей "ДОМ", Центр защиты традиционных семейных ценностей "Иван Чай" и даже Тарская Епархия и Омская Митрополия. Они просят сделать все возможное для сохранения детям кровной семьи.

    - Мы просим администрацию Тарского района отозвать иск и дать Наде и отцу детей Вите Вшивкову возможность самостоятельно воспитывать своих мальчишек, - заявляет руководитель семейного ресурсного центра "Радость" Ирина Афанасьева. - Мы готовы взять семью под свое крыло и оказывать ей любую поддержку - вещевую, продуктовую, духовную, материальную. Готовы письменно поручиться за ребят и помогать им столько, сколько потребуется.

    - Администрации Тарского района даны настоятельные рекомендации об организации эффективной профилактической работы с семьей и оказании необходимой помощи в сохранении семьи, - сообщает "РГ" уполномоченный по защите прав детей в Омской области Елизавета Степкина. - В семье имеются ресурсы для преодоления трудной жизненной ситуации.

    Да что там местные организации. 13 декабря по инициативе аппарата Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Марии Львовой-Беловой прошло онлайн-совещание с представителями региональных и местных органов власти по ситуации, сложившейся в семье Вшивковых-Привалихиных.

    Его участники также пришли к выводу о преждевременной постановке вопроса о лишении Надежды родительских прав.

    Однако администрация Тарского района во главе с Евгением Лысаковым стоят на своем и игнорируют мнения правозащитников и общественность. Точнее, делают все ровно наоборот. Скажем, сразу после совещания местные органы опеки изменили иск... Теперь они требуют в суде лишить родительских прав не только Надежду, но и ее супруга Виктора Вшивкова. И настаивают, чтобы суд передал им детей "для дальнейшего жизнеустройства".

    С большим трудом пробиваюсь к телу главы района. Накопилось к нему много вопросов и хотелось получить на них ответы. Но разговора не получилось. Евгений Лысаков был тверд и неприступен как скала. "Не для того мы иск писали, чтобы его отзывать, - категорично заявил он корреспонденту "РГ". - Тема не обсуждается"...

    И тем не менее хотелось бы знать, чем, например, вызвана такая, мягко скажем, скорострельность решений главы района? 2 ноября тарские органы опеки и попечительства отбирают у Нади троих детей - пятилетнего Богдана, трехлетнего Илью и восьмимесячного Сашеньку, якобы мать крепко спала, а в доме был беспорядок и ранее она уже привлекалась за неисполнение родительских обязанностей - дети играли на улице одни. 8 ноября глава Тарского района Евгений Лысаков подписывает постановление о внесении в банк опекунов - влиятельной 47-летней дамы, топ-менеджера из Екатеринбурга, и ее 29-летнего супруга. А 11 ноября другое постановление - уже о передаче им восьмимесячного Сашеньки....

    "Такого в жизни практически не бывает", - заявляют все, кто связан с усыновлением детей. При этом замечают: "Если, конечно, нет "особых договоренностей"... Не берусь судить, были ли "особые договоренности" у главы района с опекунами или нет. Но то, что его администрация решает этот вопрос напролом, грубо нарушая не только установленные правила, но и нормы приличия, очевидно. Малыша разлучили с родными братьями и отдали чужим людям в Екатеринбург до решения суда. И только после вмешательства "РГ" и общественников ребенка вернули в Тару. Хотя у Сашеньки в Тарском районе полно кровных родственников. Только в селе Чекрушево проживают мать Нади Привалихиной, ее бабушка и семеро родных тетей и дядей. Но никому из них опеку над детьми не предложили. По данным регионального минобразования, в очереди перед опекунами из Екатеринбурга стояло еще шесть семей. Но оформить предварительную опеку над малышами им даже не предложили ...

    Как выяснила "РГ", семье, попавшей в сложную жизненную ситуацию, не были оказаны необходимые меры поддержки. В документах значится, что Привалихиной читали лекции, а со старшим ребенком Ильей несколько раз занимались пальчиковым рисованием. При этом семья не получала адресной социальной помощи, бесплатного детского питания, медикаментов, древесины для личных нужд. Привалихиной не предлагали заключить соцконтракт на приобретение продуктов, получение профессии, развитие подсобного хозяйства или открытие дела. Мать с детьми не направляли на социальную реабилитацию. Ни в одной из программ, разработанных государством для многодетных семей, они не участвуют. Им о них даже не рассказали. За все эти годы Илье, Богдану и Сашеньке ни разу даже на Новый год не передали подарка с конфетами.

    И как вы думаете, что на это ответила представитель органов опеки и попечительства Тарского района Ольга Гурьева?

    - Мы не обязаны это делать. Мы - надзорный орган и не должны никому помогать, - твердо сказала она.

    Как отрезала. Видимо, в Тарском районе до сих пор продолжают жить вчерашним днем - по западным ювенальным методичкам. Хотя уже не раз им объясняли, что основная задача системы профилактики, опеки - это помощь и сохранение семьи, а не надзор, контроль и проверки.

    - Я пыталась объяснить тарским специалистам, что отзыв иска и дальнейшая работа с семьей - это лучший выход из ситуации, - говорит замминистра образования, руководитель органов опеки и попечительства Омской области Оксана Груздева. - Ведь даже если суд примет решение об ограничении Надежды и Виктора в родительских правах, они накажут не родителей, а троих маленьких детей, которые останутся на длительное время без мамы и папы. Но они не пожелали ко мне прислушиваться.

    И не только к ней. Видимо, для них свет в окне лишь глава Тарского района Евгений Лысаков, которому органы опеки и попечительства напрямую подчиняются.

    Поражает в этой истории и реакция людей власть предержащих. Все эти дни корреспондент "РГ" буквально обивала пороги омских вице-губернаторов, руководителей фракций, депутатов Заксобрания региона и других высокопоставленных чиновников с просьбой помочь детям. Но все они словно по заученному отвечали: "У нас нет никаких мер воздействия на главу Тарского района Евгения Лысакова. Мы не можем на него повлиять". И даже правоохранительные органы до сих пор не обратили внимания на спешку при передаче Саши топ-менеджеру в другой регион. На допущенные нарушения просто закрыли глаза.

    И у меня вопрос, действительно не могут или не хотят сохранить многодетную семью? Или ждут реакцию на этот беспредел, иначе не скажешь, главы региона Александра Буркова?

    Поделиться