06.09.2023 09:55
Поделиться

Как ученый-физик из Казани стал известным в мире художником по металлу

Рашид Тухватуллин - бывший ученый-физик, а ныне известный в Казани художник по металлу. Он уверен, что любое произведение искусства является способом общения человека с миром. А металл - это только средство, как для других масляная краска или дерево. На самом деле же важна идея, то, что автор хочет и может сказать людям.
Рашид Тухватуллин: Любое искусство - это диалог автора и зрителя.
Рашид Тухватуллин: Любое искусство - это диалог автора и зрителя. / Из архива Рашида Тухватуллина

Найти свой путь

Вы помните, как пришли в искусство, когда началось увлечение эстетикой металла?

Рашид Тухватуллин: Мое детство, пожалуй, не было примечательным. Я родился на Дальнем Востоке в селе Гродеково, недалеко от Владивостока, где проходил военную службу мой отец. Но этот период жизни оказался коротким. Вскоре семья переехала в Зеленодольск, где я окончил среднюю школу. Затем был физический факультет Казанского университета, работа по специальности в НИИ, преподавание в химико-технологическом институте.

Довелось поработать в области инфракрасной спектроскопии, лазерных технологий, физической химии. А в начале нулевых я ушел из науки, успев защитить кандидатскую диссертацию по теме "Межионные взаимодействия в неводных растворах карбоксилсодержащих полиэлектролитов", находящейся на стыке физики и химии.

Затем какое-то время занимался декоративно-прикладным стеклом, работал в технике фьюзинга. Интерес к художественной обработке металлов и первые работы в данной области относятся к очень давнему времени, а с какого-то момента шли параллельно работе в сфере науки. Я начал понемногу что-то делать, скорее, для себя.

И эти первые работы совершенно не были связаны с научными исследованиями?

Рашид Тухватуллин: Конечно, знания в области физики были полезны, если не для конкретной техники обработки металлов и создания идей произведений, то, во всяком случае, для понимания свойств материала, с которым я работал уже как художник. Когда понимаешь природу материала и методов его обработки, это помогает лучше понять задачу: что можно ожидать от металла, как выполнять те или иные действия. А я работаю с разными металлами и сплавами, например с латунью и нержавеющей сталью, иногда с бронзой.

Ходжа Насреддин на распутье. Фото: Из архива Рашида Тухватуллина

С какого момента художник начал вытеснять ученого?

Рашид Тухватуллин: Четко определенного момента, пожалуй, не было. В начале 90-х годов я уже участвовал в выставках. Первый показ состоялся в 1992 году в музее Горького. Влияние на меня оказало знакомство с Булатом Махмудовичем Галеевым, основателем конструкторского бюро, занимавшегося различными синтетическими искусствами - тем, что сегодня называют медиа-артом. Это бюро к тому времени переросло в Научно-исследовательский институт экспериментальной эстетики "Прометей". Я показывал свои работы у них на семинаре, опубликовал статью под названием "Луч лазера как инструмент художника" в журнале "Леонардо". Вот так понемногу процесс и двигался.

Застывшая музыка металла

Вы уже сформировавшийся художник со своими взглядами и идеями. Как назвать вашу сферу творчества?

Рашид Тухватуллин: Сегодня я член Союза художников, у меня есть мастерская, и художественная работа с металлом стала основным занятием. Мой творческий жанр определить достаточно сложно. Назвать его скульптурой в полной мере нельзя. Это, скорее, где-то на стыке скульптуры и ассамбляжа.

Работать с металлом очень интересно. При этом я использую в качестве материала какие-то элементы мелкого металлолома, которые кому-то могут показаться мусором. Они дорабатываются, что-то выпиливается, вырезается, спаивается. Всегда бывает интересно придумать определенный образ. Мне кажется, это главное, что может тронуть зрителя.

Бёрдвотчинг. Фото: Из архива Рашида Тухватуллина

Любое искусство - диалог автора и зрителя. Очень важно для художника найти отклик в душе зрителя, хотя есть понимание чистого искусства, в котором достаточно самовыражения художника.

Но, наверное, интереснее, когда работу художника кто-то видит. Разве нет?

Рашид Тухватуллин: Поэтому я и стараюсь участвовать в выставках. В свое время было несколько таких, которые можно назвать персональными. Были и выездные выставки с моим участием в Зеленодольске, Чебоксарах, Самаре. Участвовал в коллективных выставках казанских мастеров в Москве и Санкт-Петербурге. В нулевые годы принимал участие в поездке казанских художников в Петербург через Нижний Новгород и Ярославль. В последнее время выставляюсь в основном в Казани. Последние вернисажи, в которых я участвовал, прошли в Музее А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина и в Музее Амира Мазитова.

Предмет как центр притяжения

Как вы генерируете идеи?

Рашид Тухватуллин: Один французский поэт, кажется Аполлинер, когда-то спросил, почему живопись обязательно нуждается в красках, ведь можно представить, например, живопись галстуками. Металл - это просто средство, такое же, как масляные краски, гипс или дерево. Главное - придумать интересную идею. Специальных условий для рождения идеи не нужно, она приходит независимо, просто иногда над чем-то думаешь, раскладываешь по полочкам какие-то свои мысли о мире, замечаешь какой-то парадокс, бывает, сочетание каких-то вещей покажется достаточно занятным.

Одну из своих последних работ я назвал "Бёрдвотчинг" (это общепринятое название любительской орнитологии как хобби). Ее мотивом стало наблюдение людей за птицами. В моей скульптуре человечек наблюдает за кукушкой, высовывающейся из часов-ходиков. Сначала мне просто пришла в голову такая мизансцена, странный диалог с птицей. Это показалось занятным, подумалось, что созданный образ можно рассматривать как диалог человека со временем.

А может быть, есть какой-то системный принцип создания хорошей идеи?

Рашид Тухватуллин: Джанни Родари как-то сказал, что для художественного произведения очень плодотворным является метод бинома - как случайное соединение двух частей или просто слов. Берем словарь, открываем случайную страницу, берем любые два слова, складываем их и получаем сюжет для произведения. Например, для скульптуры, о которой я рассказывал, можно взять два слова: человек и время.

Синестезия. Фото: Из архива Рашида Тухватуллина

Мне кажется увлекательным процесс, когда сюжет, схема обретает плоть. В принципе у меня такой же бином. Я сделал "Ходжу Насреддина на распутье". Образ Ходжи - чудака, мудреца совместился с идеей витязя на распутье Васнецова. А катализатором стала репродукция картины, увиденная мною на блошином рынке Казани. Так появился Ходжа Насреддин, думающий, куда ему поскакать на своем ослике.

Что для вас самое интересное в творческом процессе?

Рашид Тухватуллин: В ходе создания образа в материале приходит желание и даже возникает азарт отразить его наилучшим путем. Стараешься придумать нечто такое, что придаст скульптуре особую выразительную силу. В эти моменты становится дорог объект, над которым трудишься. А когда появляется законченный результат, на все смотришь уже спокойнее.

Иногда бывают композиции каких-то старых предметов. Мне нравятся вещи небольшие, но со своей историей. Я большой любитель ходить на блошиные рынки, где иногда попадается фрагмент электроприбора или замок, или что-то еще. Из этого тоже можно сделать композицию с новыми смыслами. Ровно так, как из букв или иероглифов складываются слова и предложения, как из семян прорастают растения.

Так же и с металлом. Иногда вертишь обломок какой-то железяки, и вдруг он оказывается похожим на осмысленный предмет. Начинает притягивать к себе идеи, обрастая ими как дерево. И получается фигурка со своими ассоциациями.

Наверное, это и есть самое интересное в творчестве. Увидеть в окружающем мире необычную комбинацию вещей, композицию смыслов, а затем тем или иным способом выразить их в любом материале, в моем случае в металле. Нисколько не сомневаюсь, что в этом и есть сама суть искусства.

Справка "РГ"

Рашид Тухватуллин - ученый, художник, писатель. Его работы приобретены Государственным музеем изобразительных искусств Татарстана, находятся в корпоративных и частных коллекциях в России, а также в США, Канаде, Нидерландах и Франции.