Наночастицы меняют свойства бетона

Современное материаловедение позволяет спроектировать характеристики материалов под конкретные задачи. О достижениях науки и их применении "Российской газете" рассказал Алексей Харитонов, профессор кафедры технологии строительных материалов и метрологии Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ).
Управление информационной политики СПбГАСУ

Алексей Михайлович, какие задачи стоят перед вашей кафедрой в рамках научного и кадрового обеспечения строительной отрасли?

Алексей Харитонов: Основная задача кафедры - познакомить обучающихся со строительными материалами, как классическими, так и новыми. Вторым направлением работы является метрология - всe, что касается измерения и оценки физических величин. Знакомим обучающихся с тем, как правильно измерять, а затем обрабатывать и анализировать результаты. Большинство наших разработок посвящены новым строительным материалам либо улучшению характеристик существующих, увеличению их эксплуатационной надежности. Также работаем над совершенствованием технологий производства строительных материалов.

Появляются ли сегодня в строительной отрасли принципиально новые материалы, или происходит модернизация известных образцов?

Алексей Харитонов: Материаловедение исследует взаимосвязь между составом, структурой и свойствами материала с выходом на технологию получения продуктов, обладающих спроектированными характеристиками. Здесь важно уметь управлять формированием структуры на различных масштабных уровнях - в этом ключ к достижению новых свойств материалов.

На сегодня наиболее актуально использование нанотехнологий, которые позволяют управлять структурой материала на атомно-молекулярном уровне. Мы тоже этим занимаемся, и у нас имеются успешные разработки, связанные с использованием наноструктурированных добавок или компонентов, которые придают существующим строительным материалам улучшенные характеристики в части технологичности использования и эксплуатационных свойств.

Суть этой технологии заключается в применении нанодисперсных частиц. Например, нами разработаны модификаторы добавок в бетон, позволяющие существенно повысить их эффективность, при этом уменьшая расход самих добавок. Наша технология придаёт бетону целый ряд совершенно новых свойств, чего нельзя добиться при помощи обычных добавок.

Востребованы ли новые технологии, разрабатываемые учeными, российскими строителями? Участвуете ли вы программах импортозамещения?

Алексей Харитонов: Наша наука тесно связана с практикой, и все актуальные задачи по разработке новых материалов мы получаем благодаря взаимодействию со строителями и производителями строительных материалов. Мы их не выдумываем, их нам ставят сами практики. В частности, с теми добавками, о которых я говорил: в определённый момент в связи с известными событиями возник дефицит надeжных добавок, поставлявшихся по импорту. Наша разработка позволяет существенно улучшить качество имеющихся на рынке более дешeвых добавок, приравняв их к более сложным и дорогим. На основе отечественного сырья мы уже достигли такого уровня и таких свойств добавок, что они превысили параметры зарубежных аналогов.

В целом, как вы оцениваете уровень российских разработок в сфере строительных материалов?

Алексей Харитонов: Есть направления, где мы наголову выше, но где-то разработок меньше, чем за рубежом, особенно в части практического применения. Чтобы наука перешла в надeжную практику, необходима промышленная база, которая востребует результаты труда учeных. А поскольку у нас было много всего импортируемого, то промышленность, конечно, пострадала. Это приводит к тому, что и спрос на разработки существенно уменьшается.

Благодаря широкому обмену информацией уровень развития того направления науки, в котором мы работаем, примерно выровнялся по всему миру. Каждый учeный в своей отрасли прекрасно знает, чем занимаются коллеги со всей планеты, и это позволяет добиваться того, чтобы наши разработки были не вторичны, а действительно актуальны.

Реклама

СПбГАСУ

erid: 4CQwVszH9pUnJwL6Gxj