- Восемь месяцев длилось следствие, и вновь обвинение по той же статье, - вздыхает Игорь Александрович. - Это означает все заново. Опять процессы, вещдоки, свидетели, судьи...
Как признался Рогожин, самые страшные минуты в своей жизни он уже пережил - в декабре прошлого года, когда судья зачитывала приговор. Тогда гособвинение запросило для подсудимого 3,5 года лишения свободы. В набитом до отказа зале суда - поддержать Рогожина приехали жители трех сел - слышно было, как предательски дрожит его голос, когда в последнем слове он наотрез отказался признавать себя виновным.
Об этой истории, которая началась еще летом 2021 года, наша газета писала не раз. Лесная дорога, соединявшая села Большая Поляна, Глушково и Паево с райцентром Кадошкино, с 90-х заросла самосевом. Жители просили восстановить ее, однако на их обращения чиновники не реагировали. Тогда главы сел направили Игорю Рогожину - руководителю отделения агрохолдинга - официальные письма с просьбой привести грунтовку в порядок. Тот бесплатно выделил людей и технику. Теперь по расчищенной лесной дороге "скорые" и пожарные машины добираются до сел втрое быстрее. Однако в "благодарность" Рогожин получил уголовное дело. За 33 поваленных ствола (общая стоимость древесины - 5381 рубль) его обвинили в незаконной рубке лесных насаждений в особо крупном размере (часть 3 статьи 260 УК РФ). Ущерб лесному фонду поначалу оценили в 260 тысяч рублей, потом - в полмиллиона, а затем цифра выросла до 860 тысяч рублей.
Позиция правоохранителей и чиновников регионального минлесхоза тоже менялась несколько раз. Сначала отрицали сам факт существования дороги, потом согласились, что грунтовка там все же была и в состав лесного фонда не входила. Но в итоге - через полгода после возбуждения уголовного дела! - территорию дороги вновь причислили к лесному фонду, а прежнее заявление объяснили технической ошибкой. Однако суд первой инстанции рассудил иначе. Гособвинение утверждало, что, реализуя "преступный умысел, направленный на расчистку лесной дороги", подсудимый руководствовался "соображениями корысти": решил-де расчистить короткий путь, чтобы сэкономить на ГСМ для техники своего предприятия. Эти доводы опровергли десятки свидетелей, но их показания просто проигнорировали.
- В свое время я избирался районным депутатом. И знал о том, что люди долгие годы обращались к местным властям с просьбами привести дорогу в порядок, - заявил на процессе Игорь Александрович. - Перед тем как провести расчистку, проконсультировался с юристом и уточнил, что законных препятствий для этого нет. На работы потратил около двух миллионов рублей и никаких выгод для себя не извлек.
Приговором Пролетарского суда Саранска, назначившего подсудимому полгода лишения свободы условно, оказались недовольны все. Прокуратура сочла вердикт мягким и подала апелляцию, требуя отправить Рогожина в колонию на 3,5 года. А для земляков он стал народным героем. Расчищенная им грунтовка получила название "дорога Рогожина".
- Мы не согласны с приговором, - выразила мнение земляков пенсионерка из села Большая Поляна Гульсум Еналеева. - По этой дороге еще мой дед на фронт уходил. Доброго здоровья Игорю Александровичу за то, что ее в порядок привел! Теперь мы, старики, когда в поликлинику едем, нанимаем такси за 200 рублей, а по объездной трассе 400 пришлось бы платить. Для меня это важно - у меня пенсия 13 тысяч. Вы посмотрите, до чего довели человека: он за это время седым стал.
Поэтому, когда в марте Верховный суд РМ отменил приговор в связи с грубейшими ошибками, допущенными в ходе следствия, и направил дело на новое рассмотрение, жители трех сел радовались. "Мы вновь поверили в справедливость", - говорили люди. Но спустя восемь месяцев оказалось - зря...
"В рамках проведенного дополнительного следствия назначены и проведены судебные землеустроительная и лесотехническая экспертизы, а также иные следственные и процессуальные действия, по результатам которых собраны достаточные доказательства, позволяющие предъявить Рогожину И.А. обоснованное, мотивированное обвинение в совершении инкриминируемого ему преступления, - это цитата из официального ответа, направленного в редакцию "РГ" пресс-службой МВД по РМ. - В настоящее время обвиняемый Рогожин И.А. совместно со своим защитником приступил к ознакомлению с материалами уголовного дела в соответствии со статьей 217 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, после чего уголовное дело будет направлено прокурору для утверждения обвинительного заключения и передачи уголовного дела в суд для рассмотрения по существу".
- Сменилось шесть следователей. А в итоге мы вновь получили прежнее дело - изменился лишь ряд формулировок: в частности, признается, что дорога там была, - пояснил адвокат Рогожина Саркис Геворкян. - Кроме того, теперь следствие утверждает, что в ходе расчистки дорога была расширена. Хотя ранее эксперты признали, что в ходе работ не превышалась прежняя ширина - 20 метров, а на отдельных участках это расстояние составляет 12-13 метров.
По мнению защитника, единственно достойным вариантом в данном случае было бы закрытие уголовного дела. Однако такое решение влечет за собой право на реабилитацию - а это брак в работе следствия со всеми вытекающими оргвыводами. А значит, впереди новый процесс - и все для того, чтобы отстоять пресловутую честь мундира. Скрипучая телега правосудия заехала в тупик...
- Мы все возмущены! - говорит бывшая учительница из села Большая Поляна Румия Байбекова. - Судить надо не Рогожина, а тех, кто организовал это позорное дело.
Правда, есть в истории и светлое пятно. После прогремевшего на всю страну скандала вокруг лесной дороги глава РМ Артем Здунов пообещал сельчанам, что лесную грунтовку, столь необходимую людям, заасфальтируют. И скоро эти планы станут явью. "Строительство начнется в следующем году, - подтвердил Сергей Захаркин, замглавы Кадошкинского района по строительству, транспорту, промышленности и связи. - Проект уже согласован".
- Дорогу откроют, а меня все еще будут судить, - невесело шутит Игорь Рогожин. - Одно радует - после всего случившегося со мной власти все-таки поняли, что она нужна. Но неужели для этого нужно было заплатить такую цену?