Ранее Токио запретил поставлять в Россию 164 категории товаров. Под ограничения попали автомобильные двигатели, литий-ионные и никель-металлогидридные аккумуляторы, трубы для газо- и нефтепроводов, нитроцеллюлоза, плавучие краны и доки, буровые и добывающие платформы, а также ряд плавсредств, в том числе яхты, прогулочные суда и пожарные катера.
По словам Кабакова, запрет может оказать негативное влияние на российские производственные предприятия, использующие японские компоненты и материалы, особенно аккумуляторы и оптическое оборудование, что потребует поиска новых поставщиков и перестройки снабженческих цепочек.
"Специфические продукты, такие как никель-гидридные аккумуляторы и моторные масла, имеют ключевое значение для автомобильной промышленности и потребителей. Ограничения на их экспорт в Россию могут усилить дефицит и поднимут цены в этих отраслях", - отметил он.
Несмотря на это, в целом последствия введения Японией новых экспортных ограничений на российский рынок будут зависеть от способности России быстро адаптироваться к новым условиям, в том числе от найденных альтернатив запрещенному импорту и успешности мер импортозамещения, считает эксперт.
Как объяснил доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ имени Плеханова Павел Севостьянов, ограничительные торговые меры, которые вводит Япония в отношении России, во многом являются внутренней тенденцией экономики Японии, которая хорошо увязывается с политическими стимулами.
"Американские консалтинговые компании прогнозируют, что Япония выйдет из крупнейших экономик мира во второй половине этого века. Что касается поставок редкоземельных и других металлов, то их экспортный объем в Россию составлял лишь около 150 млн долларов и в целом в мире сейчас существует практика резкого ограничения экспорта определенных металлов, необходимых для энергоперехода, сохраняя их для себя", - резюмировал специалист.