Именно здесь был разработан двигатель для полета в космос Юрия Гагарина. А в этом году двигатели "Энергомаша" обеспечили успешный пуск ракеты-носителя "Ангара-А5" с космодрома Восточный. Как рассказали в "Роскосмосе", история предприятия ведет отсчет с первого рабочего дня будущего академика Валентина Глушко в должности руководителя небольшой группы по разработке ракет и двигателей в составе Газодинамической лаборатории в Ленинграде. Это было 15 мая 1929 года.
В НПО Энергомаш создано около 60 модификаций жидкостных ракетных двигателей как для космических ракет-носителей, так и боевых баллистических ракет, ставших надежным ракетно-ядерным щитом нашей Родины. По словам специалистов, диапазон тяг от 80 до 800 тс позволяет проектировать с их использованием практически любую ракету-носитель - от легкого до тяжелого и сверхтяжелого классов.
Есть цифры. Всего изготовлено около 18 тысяч ЖРД, разработанных НПО Энергомаш. Около 5 тысяч из них использованы в ходе отработки элементов конструкций и других испытаний двигателей. 13 тысяч ЖРД успешно отработали в составе первых и вторых ступеней космических ракет.
Одна из важнейших разработок предприятия - двигатели РД-170 и РД-171 для первых ступеней комплекса "Энергия - Буран" и ракеты "Зенит". Это самые мощные в мире четырехкамерные ЖРД с наивысшим уровнем параметров и характеристик для двигателей данного класса, работающие на жидком кислороде и керосине. Здесь были заложены решения по многоразовости использования ЖРД.
Особая история у двухкамерного мотора РД-180. Это уникальный пример закупки российской высокотехнологичной продукции американскими компаниями. Вот что рассказал в интервью "РГ" в апреле 2019 года гендиректор НПО "Энергомаш" Игорь Арбузов:
"В 1996 году проект двигателя РД-180 стал победителем в конкурсе, проводимом фирмой Lockheed Martin, обойдя проекты таких компаний как Rocketdyne, Aerojet. В 2000 году состоялся первый пуск американской ракеты-носителя "Атлас-3" с двигателем РД-180 в составе первой ступени. На сегодняшний день состоялось уже 85 пусков ракет семейства "Атлас", укомплектованных РД-180, и все они были успешными. Так что американцы не ошиблись: именно специалистам НПО "Энергомаш" удалось обеспечить этот баланс "цена-качество", но при этом сделать двигатель быстро, эффективно и с нужными техническими характеристиками".
По данным "Роскосмоса", в США было поставлено более 120 товарных ЖРД, успешно осуществлено 105 пусков ракет Atlas с РД-180. Технологическим чудом назвал в свое время российские двигатели РД-180 Тори Бруно, президент американской компании United Launch Alliance, производящей ракеты-носители Atlas. РД-180 высоко оценил и глава SpaceX Илон Маск. По его словам, эти двигатели безупречны.
В конце 1998 года в НПО Энергомаш началась разработка кислородно-керосинового ЖРД РД-191 для универсального ракетного модуля первой ступени нового семейства российских ракет "Ангара"… На базе ЖРД РД-191 в очень короткие сроки был разработан и сертифицирован ЖРД РД-181. Контракт был заключен в декабре 2014 году, а уже в мае 2015 года завершена сертификация ЖРД, с поставкой первых товарных двигателей в июне 2015 года. Успешно выполнено 13 полетов американских ракет Antares-230 с РД-181.
В настоящее время идут работы по созданию новой ракеты среднего класса "Союз-5" с использованием на первой ступени ЖРД РД-171МВ. Это модификация ЖРД РД-171М, усовершенствованная под требования использования в "Союзе-5".
РД-171МВ, действительно, самый мощный ракетный двигатель в мире: при весе в 10 тонн - тяга 800 тонн. Долететь на таком космическом супермоторе, который уже окрестили "царь-двигателем", можно хоть куда. Надо понимать: реализация миссии на Луну, к дальним планетам сопряжена с необходимостью выведения серьезных грузов на орбиту. Естественно, мощность двигателя, его энергетические параметры тут определяющие.
"Образно говоря, именно на двигателях лежит самая тяжелая работа: они обеспечивают отрыв ракеты-носителя от Земли, - поясняет Игорь Арбузов. - Несут всю нагрузку, которая запускается. Помимо этого предъявляются очень серьезные требования по качеству, поскольку выведение - наиболее ответственный участок полета любой ракеты, на котором, в том числе, обеспечивается и сохранность стартового комплекса".
А еще Игорь Арбузов отметил: "Я снимаю шляпу перед талантом конструкторов, которые смогли создать нечто абсолютно совершенное. И в равной степени вызывает уважение мастерство тех, кто производит эту конструкцию и обеспечивает безусловное качество и надежность".
Остается только присоединиться к этим словам.