Российский ТЭК консолидирует спрос на отечественное оборудование

Российский ТЭК продолжает работать над импортозамещением ключевого оборудования. 2023 год отрасль закончила, повысив долю импортонезависимости по направлению нефтегазового машиностроения до 65%, а по итогам 2025 года выйдет на 80%. Такие данные озвучил директор департамента машиностроения для ТЭК Минпромторга РФ Михаил Кузнецов, выступая на площадке Технологической недели нефтегазового машиностроения TNF в Тюмени.
В центре - Владислав Малашенко, "Корпорация "МИТ".
В центре - Владислав Малашенко, "Корпорация "МИТ". / Андрей Рядькин

На старте этой работы Минпромторг совместно с нефтегазовыми компаниями определил перечень из 220 позиций ключевого оборудования по шести направлениям нефтегазового бизнеса.

"Мы делаем это, чтобы четко планировать бюджетное финансирование и помощь со стороны государства в реализации проектов импортозамещения. Из 220 позиций около 130 требуют различных мер господдержки. 60 позиций оборудования ее уже получили, еще 30 поддержим в текущем году, оставшиеся - в 2025-м", - сообщил Кузнецов.

Проектам начальных стадий субсидируют до 70% затрат на НИОКР, для масштабирования бизнеса производители могут получить льготные кредиты Фонда развития промышленности либо заключить специальные инвестиционные контракты.

Кроме того, Минпромторг рассматривает возможность компенсировать со стороны государства разницу в стоимости российского и импортного оборудования заказчикам отечественных разработок.

Дальнейшую задачу Минпромторг видит в консолидации спроса со стороны крупных нефтегазовых компаний. В частности, таким образом был реализован проект создания отечественного флота для гидравлического разрыва пласта (ГРП). Единое техническое задание на отечественный комплекс машин для увеличения нефтедобычи сформировали ведущие нефтегазовые компании. Разработкой занималась "Корпорация "Московский институт теплотехники". "Сейчас в России действует порядка 136 иностранных флотов ГРП, и мы подготовили почву для их замещения. До конца мая мы завершим полевые испытания и в 2024 году будем готовы запускать серийное производство. А после выхода на проектные мощности сможем производить до десяти комплексов в год", - рассказал представитель "Корпорации "МИТ" Владислав Малашенко.

Слева направо: Михаил Кузнецов, Минпромторг РФ; Андрей Пантелеев, правительство Тюменской области. Фото: Андрей Рядькин

По его словам, в кооперационных цепочках для разработки флота ГРП участвовали десятки предприятий и производственных площадок по всей стране.

Уход с рынка иностранных поставщиков подтолкнул к кооперации и производителей трубопроводных систем для буровых установок. "Мы нашли на российском рынке серьезного партнера - компанию, которая предлагает нам упрочнение материалов. Если нам не доступна марка стали с определенными свойствами, то мы предлагаем использовать технологию насыщения металла, чтобы обеспечить запрос заказчика на определенные характеристики", - объяснила генеральный директор "Уральского завода манифольдов" Елена Данилова.

Помощь в создании отраслевых цепочек машиностроителям оказывает Ассоциация "Нефтегазовый кластер", которая объединяет более ста предприятий. "Мы активно включились в реализацию дорожной карты по импортозамещению оборудования для разведки и добычи углеводородов на суше и выступаем в этом процессе технологическим брокером - подбираем под актуальные потребности вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний (ВИНКов) российское оборудование и помогаем выстраивать кооперационные цепочки для его серийного производства", - отметил генеральный директор ассоциации Александр Сакевич.

Несмотря на санкционное давление, крупные международные производители готовы вести речь о локализации своих мощностей в России. Ирина Гвелесиани, генеральный директор "СНФ Восток" - мирового лидера на рынке реагентов для повышения нефтеотдачи, - рассказала, что компания вынашивает проект строительства завода в Саратове. Пока главным сдерживающим фактором является объем спроса. При условии консолидации заказов сразу нескольких ВИНКов отечественные полимеры могут составить конкуренцию в цене реагентам, произведенным на китайских заводах компании.

Генеральный директор Института нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ) Николай Кузнецов убежден, что единый отраслевой спрос может быть сформирован, когда нефтегазовые компании договорятся хотя бы о верхнем уровне требований к оборудованию и материалам. "Тогда производитель сможет работать не только исходя из знаний об объеме поставок, но и себестоимости. Затраты на производство одной единицы или ста единиц будут совершенно разными", - отметил эксперт.

Чтобы ускорить вывод отечественного оборудования и технологий на рынок, нужны единые отраслевые стандарты. Для их разработки был создан ИНТИ, к которому с 2022 года присоединились уже десять нефтегазовых компаний.

На сегодняшний день разработано порядка 230 стандартов, а всего в планах ИНТИ до 2025 года утвердить 500. Кроме того, институт занимается сертификацией продукции отечественного машиностроения. Во время Технологической недели TNF эксперты ИНТИ провели открытые опытно-промышленные испытания (ОПИ) одной из разработок тюменского завода "СибБурМаш". Результаты ОПИ на сертифицированном стенде доступны для любого участника рынка и автоматически признаются всеми крупными нефтегазовыми компаниями.

"СибБурМаш" - далеко не единственная тюменская компания, участвующая в программах импортозамещения. В ближайшие 3-5 лет здесь планируют создать кластер уровня мировых технологических центров. "Тюмень имеет очень серьезные амбиции стать современным технологическим хабом для развития всего ТЭК России. У нас имеется солидный опыт реализации инвестиционных проектов и в производственной, и в научной сфере", - подчеркнул губернатор Тюменской области Александр Моор. Регион активно развивает экосистему поддержки разработчиков технологий и стремится локализовать на своей территории машиностроительные предприятия.

"Действительно значимую роль в процессе объединения отраслевого сообщества играют и ассоциация "Нефтегазовый кластер", и Промышленно-энергетический форум TNF. Надеемся, в сентябре 2024 года это мероприятие станет выставкой достижений нефтегазового машиностроения", - отметил представитель Минпромторга Михаил Кузнецов.