- В Центральной зоне яблок практически нет, - заявил "РГ" президент Ассоциации садоводов России (АППЯПМ), доктор сельскохозяйственных наук, эксперт по направлению "Сельскохозяйственная продукция" НП ТППП АПК Игорь Муханин. - Надеемся на поддержку государства. Урожая нет, а опрыскивать, проводить обрезку и прочий уход за садом делать надо.
В прошлом году во время цветения тоже случились заморозки, но нынешняя ситуация намного хуже: сильный мороз, потом длительный холод и опять мороз не дали садам быстро восстановиться, а кое-где молодые деревья и вовсе погибли. По словам Игоря Муханина, на вторичное цветение приходится всего три-четыре процента. Специалисты говорят, что в ЦФО полностью погиб урожай косточковых - слив, вишен, черешни. Земляника потеряла первые и вторые цветоносы, но урожай прогнозируется все равно неплохой - правда, недели на две позже. У смородины обмерзли цветы снаружи, зато сохранились те, что внутри куста. Похожая ситуация и у голубики. Зато жимолость, успевшая завязаться до заморозков, чувствует себя очень неплохо. А малину природная аномалия практически вообще не задела - не исключаются даже рекордные урожаи.
- Все это не означает, что в стране будут проблемы с яблоками, - подчеркивает президент АППЯПМ. - Центральная зона дает всего 16 процентов урожая яблок. Южные регионы, Северный Кавказ - там все отлично. А это почти 80 процентов яблок. А цены диктует рынок. Вряд ли стоит ожидать, что стоимость килограмма той же земляники или малины упадет, ведь дорожает все необходимое для того, чтобы вырастить хороший урожай.
Впрочем, и с яблоками в Центральной зоне ситуация неоднозначна. Хуже всего пришлось южным регионам округа, где температура упала местами до -10 градусов, а сады-то уже были в цвету из-за аномально теплого апреля. Как ни парадоксально, но более северные сады сохранились лучше, хотя, конечно, тоже серьезно пострадали.
- Подмерзли, но не все. Есть завязи на яблонях. В Липецкой, Тамбовской областях мороз ударил сильный. А нас спасло то, что температура опустилась под утро до -2-2,5 градуса. Жгли костры. Яблоки будут, но корявенькие. Такое было лет 30 назад. Сразу после заморозков - полив, подкормка. У нас 350 гектаров на поливе и 250 - без полива. Да, есть урожай, нет урожая - а ухаживать надо постоянно. В саду чудес не бывает: не будешь любить сад - ничего не будет, - рассуждает генеральный директор одного из крупнейших тульских садоводческих хозяйств "Плава" Анатолий Устинов.
В Калужской области, как сообщили в региональном минсельхозе, потери есть, но гибели садов не было. "Когда в апреле жара была до 26 градусов, ясно стало, что добром это не кончится", - вспоминают калужане, что загодя начинали готовиться к возможным дальнейшим катаклизмам.
- Сейчас смотрим в сторону защиты растений от подобных заморозков, - поделился калужский садовод Бабкен Испирян. - Ищем машины - поставщики дыма. А костры для защиты растений на больших площадях - не выход. Пока не коснулось, не думали, столкнулись - стали искать варианты.
В Брянской области находятся, наверное, самые северные сады интенсивного типа, они и пострадали. Однако на момент майских заморозков в цвету были не более 20 процентов яблонь. В профильном министерстве региона сразу же разослали аграриям рекомендации: по мере выхода садов из стресса подкармливать с использованием гуматов, чтобы обеспечить хорошее доцветание.
Убытки прогнозируются у всех садоводов Центральной зоны. В регионах, где вводился режим ЧС по потере урожая, как рассказал Игорь Муханин, власти обещают покрыть затраты за первые четыре месяца подготовки садов, но как дальше - пока не очень понятно, надеются на помощь государства. В Калужской области хоть и не было ЧС, но поддержку садоводам тоже планируют, поскольку садоводство является одной из приоритетных отраслей агропромышленного комплекса региона. Здесь намерены увеличить ставку субсидии, выплачиваемой из средств областного бюджета в части компенсации затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями. "Частично поможем таким образом: садоводы чуть больше денег получат на развитие", - рассуждают в министерстве.
В Калужской области в прошлом году в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах заложили новые сады на площади 313 гектаров. Сельхозтоваропроизводителям области в 2023 году были выплачены субсидии более 176 миллионов рублей. В планах этого года - провести работу по закладке многолетних плодово-ягодных насаждений на площади более 200 гектаров и к 2025 году перешагнуть рубеж в три тысячи гектаров многолетних садов интенсивного типа. И речь далеко не только о яблоках - еще и о черной смородине, малине...
Прошлой осенью в хозяйстве Бабкена Испиряна заложили помимо яблоневого сада интенсивного типа еще и сад аронии (рябины черноплодной) - новой культуры для региона - на 23 гектарах. Общая площадь плодово-ягодных насаждений в хозяйстве превышает 230 гектаров, также есть три гектара собственного питомника черной смородины, чтобы обеспечивать себя саженцами. В этом году в этом хозяйстве намерены увеличить площади черной смородины почти в два раза - до 100 гектаров. Смородину здесь убирают комбайнами: имеются две импортные машины. В этом году намерены купить еще два комбайна, но уже отечественных.
- Комбайны российского производства - это не только сокращение затрат, но и стабильность, что сегодня очень важно, - рассуждает Бабкен Юрьевич. - Еще несколько лет назад такой отечественной техники не было. Не было смысла ее производить в России, поскольку не было рынка - плантаций смородины. Сегодня уже многие хозяйства переходят на механизированную уборку.
Так, в прошлом году заложили черную смородину на площади 56 гектаров "Агро-Преференс" Ферзиковского района, в планах хозяйства - увеличивать площади. "Зеленые линии - Калуга" Людиновского и Жиздринского районов имеют в хозяйстве площади интенсивных и традиционных садов в размере 452 гектаров, даже в прошлом, не самом благоприятном, году сбор плодов и ягод здесь составил 169 процентов к уровню 2022-го. У инвестора Александра Карабета ("АгроПром") общая площадь семечковых и косточковых садов интенсивного типа - 469,1 гектара, в ООО "Садовод" - 613,7 гектара. В ООО "Слободские ягодники" только под малиной 10 гектаров. В настоящее время хозяйство занимается выращиванием, переработкой и реализацией ягод малины, черной смородины, клубники, облепихи, ежевики, запущен также цех по производству протертой ягоды с сахаром. Хозяйство уже не первый год является участником Национального конкурса "Вкусы России".
В Брянской области 3270 гектаров садов, садоводством занимаются более 15 сельхозпредприятий. "Сейчас мы переходим на интенсивные технологии, примером такого предприятия является "Брянский сад", - заметил Борис Грибанов. - Еще совсем недавно мало кто верил, что на клетнянской земле можно выращивать хорошие урожаи яблок. Но буквально за несколько лет эта территория в 260 гектаров превратилась в цветущие сады". "Брянский сад" реализует инвестиционный проект в Клетнянском районе по закладке яблоневых садов интенсивного типа на 400 гектаров. Перед посадкой саженцев на местных полях были взяты специальные пробы почвы, раскорчеван лес, проведены культуртехнические работы. Закладка яблоневого сада интенсивного типа ведется по современной инновационной технологии с применением капельного полива - данная система была разработана и успешно апробирована в Сербии. Посадочный материал - колоновидные яблони - тоже из Сербии, адаптированные, районированные, предназначенные для промышленного производства. Всего на 1 января 2024 года было высажено 950 тысяч саженцев сортов "голден делишес", "гренни смит", "айдаред", "гала". Продукция разных сортов яблок реализуется в торговые сети, населению, в школьные учреждения.
- Наш сад, пожалуй, один из самых северных садов интенсивного типа. Для сливы, персиков не хватает у нас солнечной энергии. С вишней, черешней тоже не вариант. А вот груши посадили почти шесть гектаров, наблюдаем, - рассказал генеральный директор "Брянского сада" Дмитрий Моисеенко.
Садоводы уверяют: еще несколько лет - и свежими яблоками и ягодами они обеспечат россиян полностью. Но...
- Садоводы не ориентированы на переработку. У нас в последние годы развивается только производство элитной продукции. А хорошую ягоду или яблоки кто же в переработку отдаст? - считает Игорь Муханин, подчеркивая при этом, что сегодня внутренний рынок по плодово-ягодным культурам заполнен, причем в значительной части - отечественной продукцией.
Действительно, ту же землянику или малину скупают всю в свежем виде по хорошей цене. Да и яблоки из современных садов на 95 процентов высшего сорта: если их можно продать минимум по 40 рублей оптом, кто же будет их отдавать переработчикам по 10-15 рублей?
В тульской "Плаве" сады интенсивного типа. 80 процентов - товарное яблоко, которое продают круглый год в свежем виде. Остальное отправляют на переработку. В этом году "корявенькие" яблоки, может, и все на переработку пойдут: "В сеть вряд ли сможем поставлять - рынок. Торговля возьмет из Ростова, Ставрополя, Краснодара, Кабардинки. Правда, в последней тоже проблемы были: град побил". К слову, здесь тоже экспериментируют с плодами и ягодами. Посадили как-то 17 гектаров вишни, но отказались: год есть урожай, два - нет. "По 20 рублей за килограмм платишь за сбор, а продашь по 60. Овчинка выделки не стоит", - объясняет Анатолий Устинов. Зато малину посадили на четырех гектарах - для развития агротуризма.
В "Брянском саду" все яблоки также реализуют в свежем виде, потому и строят современное плодохранилище, первую очередь которого запустили. В Брянской области, по словам замгубернатора, такие же хранилища строятся в Брасовском и Погарском районах. В хозяйстве Дмитрия Моисеенко некондиция составляет примерно 20-30 процентов, ее отдают в переработку.
- Мы используем самые передовые технологии по хранению яблок. Хранилище - это камера вроде термоса, где организована среда с очень низким содержанием кислорода, который заменяется газовой смесью, и яблоко спит. Это позволяет обеспечить сохранность фруктов до двух лет. Мы первые в России привезли линию сортировки из Китая. Она очень технологична и по цене намного выгоднее западных, - рассказал Дмитрий Моисеенко.
В хозяйстве калужского инвестора Бабкена Испиряна есть хранилище на пять тысяч тонн и есть намерения построить еще одно. Однако вероятные убытки этого года могут отодвинуть планы. По его словам, на это надо минимум 200 миллионов рублей, а с учетом строительства подъездных путей и прочей инфраструктуры - порядка миллиарда. На собственные средства построить сложно, садовод рассчитывает на госпомощь - компенсацию процентной ставки по кредиту. Впрочем, в его многопрофильном хозяйстве и с переработчиками налажены отношения.
- Наш объем черной смородины в свежем виде продать сложно. Так что мы практически весь урожай отправляем на переработку, - говорит в свою очередь Бабкен Испирян. - Чтобы пищепрому хватало отечественного сырья, нужны большие объемы. Сегодняшняя задача - насытить внутренний рынок. Если все будет развиваться, как сейчас, думаю, через три - пять лет рынок заполнится. И садоводы начнут поставлять излишки - что не продается в свежем виде - на переработку. Это путь, по которому мы идем.