Вопросы к диалогу с градоначальником присылали сами москвичи, и львиная доля из них традиционно касалась развития транспортной инфраструктуры - горожан интересовало метро, МЦД, такси и т.д. Мэр ответил, что город на протяжении всех последних лет уделяет этому вопросу особое внимание. Например, в начале 2010-х в подземке было всего 13 процентов новых поездов, а остальные ходили еще с советских времен. "Сейчас новых поездов уже 75 процентов, а к 2030 году их доля превысит 90 процентов", - подчеркнул мэр.
Кардинально выросло за последние годы и число станций метро - современная схема подземки уже мало похожа на карту, например, 2010 года. Однако и здесь работа продолжается, причем строятся зачастую уже даже не станции, а новые ветки. Например, недавно запущено движение на первом отрезке Троицкой линии метро. По словам мэра, уже в начале следующего года эта ветка дойдет до Коммунарки, а к концу года придет и к "ЗИЛу". "Следующая ветка метро будет достаточно большой, Рублево-Архангельская, которая находится тоже в активной стадии строительства. Я думаю, что в 2026-2027 годах мы тоже основные этапы ее строительства закончим", - отметил Собянин.
А к 2030 году планируется завершить основные работы по созданию Бирюлевской линии метро, разговоры о которой тоже ходили еще в советское время. В целом сейчас темпы строительства метро самые высокие за всю его историю.
Много говорилось и о децентрализации Москвы - в этом отношении тоже ведется большая работа. Новые районы не только с жильем, но и рабочими местами строятся в бывших промзонах - например, проект застройки Южного порта уже называют "вторым Сити". В этом отношении вопросы Собянину прислали и жители Новой Москвы - там тоже ждут появления центров деловой активности. Однако мэр ответил, что они там уже есть. "У нас в Новой Москве сейчас живет около 700 тысяч человек, а рабочих мест там создано 300 тысяч. То есть большинство жителей уже могут найти там работу, но так не получается, и это нормально. Например, в Зеленограде даже избыток рабочих мест, но половина зеленоградцев все равно ездят на работу в Москву, а часть москвичей в Зеленоград. Это естественно, хотя мы и стараемся создавать рабочие места в самых разных частях города", - ответил градоначальник.
В целом в городе планируется развивать около 10 новых деловых центров. "Там будут концентрироваться новые рабочие места и туда можно будет комфортно приехать не только из соседнего района, а из всего округа и из ближайшего Подмосковья", - сказал Собянин. Во многом на децентрализацию работает и развитие транспортной инфраструктуры - новые линии метро и МЦД позволяют проще добраться в любую точку Москвы и города Подмосковья, повышая их привлекательность. И теперь именно там, где развит транспорт, в первую очередь создаются деловые центры, а не наоборот, как было раньше.
Развитие других сфер в Москве тоже будет продолжено. Например, изначально планировалось реконструировать в городе 200 взрослых и детских поликлиник по новому московскому стандарту. Однако, когда эта работа стала подходить к концу, оказалось, что теперь не реконструированные поликлиники смотрятся на фоне обновленных учреждений бледно. Поэтому в программу включили еще 140 поликлиник - не везде там будут проводиться такие же глобальные работы, но обновятся они все, причем в основном уже в следующем году.