Итоги 2024 года в игровой индустрии

Конец декабря - время подводить итоги, в том числе по части виртуальных развлечений.
iStock

Мы тоже не останемся в стороне - обойдемся на этот раз без составления скучных списков худших или лучших игр.

Вместо этого перечислим основные тренды и главные тенденции игровой индустрии уходящего 2024-го.

Содержание

Восток побеждает запад

Длящийся последние несколько лет тренд, обозначенный в подзаголовке, начал переходить в свою пиковую стадию. Японским игроделам, вроде Capcom, победным маршем финансово-успешно перевыпускающим свою классику, компанию стали составлять разработчики из Китая.

Сидя на трубе из бесконечных денег, получаемых с гача-проектов и мобильных "фритуплеек", авторы из Поднебесной полезли во "взрослый" AAA-сегмент и также там преуспели. Яркое тому доказательство - Black Myth: Wukong. Даже с учетом современной западной повестки у критиков не получилось проигнорировать тенденцию, и Царь обезьян увез к себе на родину награды за "Игру года" с Golden Joystick Awards и за "Лучший экшен" с The Game Awards.

Но, стоит отметить, что не все крупные участники рынка с Востока проявляют принципиальность, твердость и независимость. Из недавнего можно вспомнить странную, мягко говоря, стратегию распространения своих продуктов холдинга Tencent, закрывшего россиянам доступ к шутеру Delta Force.

Передел консольного рынка и кризис издателей

Следствием вышеописанных событий можно считать передел консольного рынка. Американская Microsoft по сути признала поражение, объявив, что теперь любое устройство, на котором доступна их подписка Game Pass, теперь можно называть Xbox-ом.

Sony на этом фоне становится монополистом и может творить буквально что угодно. Выкинуть на рынок PlayStation Portal, про "туалетный гейминг" которой не пошутил только ленивый, Pro-версию PS5 за оверпрайс и без привода для дисков и схлопнуть геройский шутер Concord, на который были потрачены сотни миллионов долларов и несколько лет разработки.

И все эти невзгоды в отсутствии конкуренции со стороны Microsoft японцам будут нипочем. До того момента, впрочем, пока Nintendo не выпустит свою условную Switch 2.

Среди мультиплатформенных западных издателей кризис наиболее наглядно можно наблюдать по Ubisoft. Французы раз за разом принимали решения, которые все дальше отодвигали от них прибыль - Skull and Bones, Star Wars Outlaws и XDefiant настолько, судя по всему, разочаровали в финансовом плане боссов компании, что релиз уже почти готовой Assassin's Creed Shadows передвинули на следующий год. Акции упали до десятилетнего минимума, и, если эта ставка не сыграет, Ubisoft, как один из вариантов спасения, придется продаваться уже упомянутой выше китайской Tencent.

Стабильность показывает только Valve. Будучи гегемоном цифровой дистрибуции, выпустив в прошлом и успешно реализуя в этом году Steam Deck OLED, контора Гейба Ньюэлла готовится с двух ног ворваться на рынок стационарных игровых устройств.

Обратно в оффлайн

В РФ после затянувшейся постковидной паузы постепенно начали возвращаться большие фестивали и выставки. Например, на месте почившего "Игромира" выросло сразу несколько ивентов, среди которых "Игропром" и "РЭД Экспо".

То же самое касается турниров и других киберспортивных соревнований. Так, к примеру, в столице прошел финал по Tanks Blitz, а Major по Standoff 2 получил международный статус.

Куда же без ИИ?

Нейросети, машинные алгоритмы и прочие искусственные интеллекты, словно накапливая силы для воплощения в жизнь сценария франшизы "Терминатор", продолжают будоражить инфопространство.

В играх их влияние также возрастает. Причем по всем направлениям - от полного цикла изготовления ассетов до написания кода и озвучки, вытесняя тем самым живых людей из профессии.

Даже Илон Маск в перерывах между забегами по данжам в Diablo анонсировал открытие полноценной ИИ-студии для разработки игр.

Регуляции и маркировки

Игры стали слишком большими. И не только в "бизнесовом" смысле этого слова, но и по части влияния на широкие массы.

По некоторым аспектам игры встали вровень с другими видами медиа, а в некоторых, например, по сравнению с ТВ, по охватам юной аудитории ушли далеко вперед.

В этом разрезе в России появится позитивная и предостерегающая маркировка - в Госдуму внесли проект федерального закона, регулирующий игровую отрасль и вводящий маркировку видеоигр. Работа в этом направлении продолжится в следующем году.

Стоит отметить, что отрасль видеоигр в целом молодая, из-за чего нет устоявшегося международного опыта регуляции всех процессов. В разных странах законодательство может очень сильно отличаться в силу каких-то определенных специфик. Среди наиболее ярких примеров можно вспомнить Австралию, где из-за запретительных мер многие издатели даже не пробуют выпускать свои проекты.

Неслучившиеся революции

Напоследок поговорим об изменениях, которые могли произойти, но не случились.

Так, Apple громогласно собиралась подвинуть всех в сфере портативного гейминга.

Ни много ни мало Хидэо Кодзиму к предприятию подключили. Но как-то не помогло, не сложилось.

Пользователи яблочных девайсов массово не прониклись ни его Death Stranding, ни современными частями серии Resident Evil.

VR-сцена также остается нишевой. Со времен релиза Half-Life: Alyx в 2020-м конвейер настоящего AAA для шлемов виртуальной реальности так и не запустился. Недавний Alien: Rogue Incursion ситуацию не исправил. Как и Vision Pro от Apple - популярной игровой платформой для разработчиков он так и не стал.

Чего ждать от 2025?

В следующем году выйдет Grand Theft Auto VI. Независимо от результата она станет игрой-событием, которое не получится проигнорировать.

Также из наиболее интересных проектов, по которым есть информации больше, чем один синематик-трейлер, можно отметить Death Stranding 2: On the Beach, Doom: The Dark Ages и Mafia: The Old Country.