Его выступление на греческом острове Родос, недавнее скандальное радиоинтервью, участие в дебатах накануне празднования 25-летия "бархатной революции", наконец, инцидент, случившийся 17 ноября в Праге, - все это звенья одной цепи.
На Родосе чешский президент уже в который раз высказался против антироссийских санкций.
Давая 50-минутное интервью радиожурналистам, он категорически не согласился с тем, что амнистированного Ходорковского и участниц российской группы Pussy Riot называют "узниками совести", при этом употребив ряд очень непечатных выражений.
Накануне юбилея революции Земан на удивление сдержанно отозвался о героизме ее юных участников, пояснив, что состоявшийся в 1989 году государственный переворот фактически упал к ногам революционеров, словно перезревшее яблоко. Потому и назвали революцию "бархатной".
А в минувший понедельник глава государства стал мишенью для атак разгневанных молодых людей, пытавшихся забросать его яйцами и пищевыми отходами.
Кстати, отреагировал на этот инцидент Земан следующим образом: буквально на другой день он заявил, что в начале 2015 года хочет видеть на мероприятиях в Праге, посвященных 70-летию освобождения концлагеря Освенцим, глав стран антигитлеровской коалиции, в том числе российского президента В.В. Путина. Чем вызвал новую волну критики в свой адрес со стороны политических оппонентов. Еще одно звено в цепи...
Кто же этот человек, чьи поступки находятся в столь вопиющем диссонансе с поведением большинства других глав стран Евросоюза? Каковы мотивы его заявлений, вызывающих столь бурную реакцию в обществе? Наконец, чем рискует Земан, то и дело вываливаясь из строя идущих в ногу с Вашингтоном европейских политиков?
***
Начнем с того, что Милош Земан действительно сделал не одно, а множество заявлений, которые и прямо, и косвенно не согласуются со стратегией Запада в отношении России и Украины.
Так, выступая весной перед студентами университета в городе Градец-Кралове, он сравнил украинских лидеров с гангстерами, а говоря о перспективах Киева войти в ЕС, заметил, что "это дорога длиной около 15 лет". Чуть раньше в одном из интервью он посоветовал правительству Украины поскорее избавиться от "фашистских экстремистов", федерализировать страну и признал, что Крым стал фактической территорией России.
Верный своему правилу чуть что прибегать к крепким выражениям, он назвал киевских политиков безумцами - за то, что они запретили миллионам живущих на Украине людей, считающих родным языком русский, использовать его на государственном уровне.
Война санкций, по мнению Земана, не решит никаких проблем, а может только усугубить их. Комментируя это, он любит ссылаться на то, что западные санкции против Кубы были введены полвека назад, однако режим Кастро как стоял, так и стоит. Санкции, по его мнению, надо свернуть, а мировому сообществу немедля объединиться перед угрозой действительно опасного общего врага в лице исламских фанатиков-террористов.
Земан категорически не согласен с тем, что надо ставить знак равенства между коммунистическим Советским Союзом и сегодняшней Россией, Ходорковского он называет вором, выражая при этом сожаление, что вместе с ним не наказали других олигархов-мошенников, а участниц группы Pussy Riot обыкновенными хулиганками, которых справедливо привлекли к уголовной ответственности.
В интервью "Пражскому телеграфу" в ноябре прошлого года Земан на чистом русском языке заявил, что видит Россию в ряду великих держав мира, воспринимает ее как страну Достоевского, Тургенева, Чернышевского, Солженицына, Чайковского и Репина. Призвал развивать взаимные экономические отношения и подчеркнул, что "российские рынки очень нужны нашим предпринимателям".
Все это вместе взятое и дало основание части либеральной общественности обвинить Милоша Земана в "промосковской политике", симпатиях к Кремлю, отступлении от идеалов "бархатной революции".
***
Но насколько справедливы эти упреки? Давайте разберемся.
Конечно, если сравнивать нынешнего президента с Вацлавом Гавелом, возглавившим государство двадцать пять лет назад, сразу после падения коммунистического режима, то надо признать, что эти персонажи, скорее, абсолютные антиподы. И по происхождению: Гавел выходец из богатой буржуазной семьи, а Земан вырос на руках у малоимущей матери-одиночки. И по образованию: первый - недоучившийся гуманитарий, драматург, второй - технократ, хороший экономист. И по менталитету: Гавел - типичный представитель элиты, западник, последовательный русофоб, а Земан, напротив, больше напоминает сельского увальня, он любитель соленого словца и крепких настоек, а также сторонник расширения взаимовыгодных отношений с Москвой. Вплоть до отмены виз.
Общее у них только одно - президентская резиденция в Пражском Граде.
Путь на вершину государственной власти тоже был разным. Многолетнего диссидента Вацлава Гавела вознесла на возвышающийся над Прагой холм волна "бархатной революции", та знакомая и нам, россиянам, эйфория, которая базировалась на романтических и наивных представлениях о грядущем счастье. Гавел блестяще справился с выпавшей на его долю миссией погребения останков тоталитарного режима и возвращения страны в лоно западной демократии. Его преемникам - сначала Вацлаву Клаусу, а теперь Милошу Земану - пришлось решать задачи куда более рутинные, но не менее ответственные. Земан к тому же стал первым президентом, прошедшим нелегкую процедуру всенародных выборов.
И вот в этом, как считают многие, кроется один из секретов его сегодняшнего поведения.
- Получив самый серьезный мандат в новой истории Чехии, глава государства решительно не позволяет собой манипулировать, причем это касается как внешних сил, так и внутренних, - пояснил бывший глава президентской администрации Петр Гайек.
По его словам, Земан абсолютно не подвержен всякого рода трендам и веяниям, откуда бы они ни исходили. Он реалист и всегда думает своей головой, опираясь на объективную ситуацию и заботясь исключительно об интересах своей страны.
Кстати, именно этот фактор, видимо, и перевесил в симпатиях избирателей, когда в финальном туре президентской гонки сошлись бывший министр иностранных дел Карел Шварценберг и Милош Земан. Первый как раз и клялся оставаться верным заветам Гавела, его речи изобиловали прозападными симпатиями и явной неприязнью к Москве. К тому же чешско-немецкий аристократ Шварценберг, большую часть своей жизни проведший за пределами родины, в этом смысле явно проигрывал простому и понятному землякам "своему" Земану. За князя агитировали практически все ведущие СМИ. Земан же избрал нелегкий путь прямого общения с избирателями, убедив их в том, что его политика будет больше соответствовать национальным интересам страны. В итоге он и победил, причем - и это тоже важно отметить - проголосовала за президента в основном чешская провинция, а почти все крупные города, включая Прагу, отдали свои предпочтения немецкому чеху.
Милош Земан вступил в должность президента ЧехииЗаняв в начале прошлого года Пражский Град, новый глава государства не изменил своим обещаниям и привычкам. Он поблагодарил своих избирателей и не отказал себе в удовольствии бросить камень в огород бывшего соперника, заявив, что станет президентом десяти миллионов простых граждан, а не двухсот тысяч богатых и привилегированных.
Он фактически возглавил неформальный пул центрально-европейских государств, которые в своей внешней политике не оглядываются то и дело на Брюссель и Вашингтон. Речь идет о Словакии, Венгрии и в какой-то степени об Австрии.
Бывший премьер-министр Словакии Ян Чарногурский объяснил мне это так:
- Здесь две причины. Одна - историческая. Например, для Чехии и Словакии Россия давно была союзником, причем больше даже не государственным, а духовным. Вторая причина более приземленная - это наши экономические интересы, которые неминуемо пострадают от разрыва с Москвой. Да, согласился г-н Чарногурский, в памяти и чехов, и словаков осталась горечь от 1968 года, но все-таки люди понимают, что то была разборка между коммунистическими режимами, а не между народами.
Земан не прозападный и не промосковский, он, как верно заметил один эксперт, "политик, воплощающий в себе чешский национальный характер".
У него, как подчеркивали мои собеседники, нет ни малейшего желания "прогнуться" перед Кремлем или угодить Брюсселю, а есть чистый прагматизм, и более ничего. При этом Земан лоялен европейскому социалистическому интернационалу, он не имеет ничего против НАТО, а в самый разгар украинского кризиса даже заявлял о готовности Чехии предоставить силам военного альянса свою территорию для размещения вспомогательных баз.
Другая особенность, сделавшая Земана знаменитым, это его жесткая риторика. В отличие от большинства других политиков своего калибра, он часто - даже перед большой аудиторией - употребляет резкие, порой непристойные выражения. Такое впечатление, что этот человек не приемлет политкорректности, а предпочитает рубить правду-матку с плеча.
Он резко высказывался в адрес бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт (она имеет чешские корни) - за ее антисербскую позицию во время косовского конфликта. Коммунисты, по его мнению, всем были безразличны, "поскольку отличались такой тупостью, что не могли никому и ничего сделать". Написанная им книга с красноречивым названием "Как я ошибался в политике" имеет на задней обложке не менее выразительный эпиграф: "Политика - это прежде всего сражение с идиотизмом, включая идиотизм власти". И подобных примеров можно привести еще множество.
Причем, подозреваю, все это не просто часть его знаменитой харизмы, а еще и сознательное стремление потрафить своим избирателям. Недаром упомянутые выше мемуары разошлись фантастическим для Чехии тиражом в 137 тысяч экземпляров.
Однако не будем забывать, что либеральная Прага, а также ориентированное на Запад студенчество крайне нервно воспринимали большинство эскапад Земана. Оппозиция только и ждала выгодного момента, чтобы выразить свое негативное отношение президенту. И вот 17 ноября такой момент, кажется, наступил.
***
Некоторые серьезные наблюдатели здесь, в Праге, считают, что обструкция с метанием яиц, устроенная в праздничный для страны день, вовсе не была стихийной. Это "черная метка", которую организовали определенные силы. Здесь я должен сказать, что являюсь давним и убежденным противником всяких конспирологий и не люблю, когда демонизируют "закулисье". Но как не прислушаться к следующим замечаниям. Протестная акция в Альбертове была заранее тщательно подготовлена и отрежиссирована: сотням ее участников раздали красные карточки и проинструктировали, по какому сигналу следует их предъявить, обеспечили демонстрантов яйцами для метания в президента, заготовили целый ряд оскорбительных лозунгов и кричалок.
Надо также вспомнить, что две недели, предшествовавшие митингу, телевидение изо дня в день в прайм-тайм разогревало аудиторию рубрикой "Критика президента", а социальные сети были заполнены оскорбительными высказываниями в адрес Земана.
В итоге Прага получила массовую протестную акцию, какой, пожалуй, не проходило здесь со времен "бархатной революции".
Чехи в подавляющем своем большинстве люди незлобивые и к тому же большие индивидуалисты. Чтобы организовать их на столь профессиональную и хорошо организованную политтусовку, требуется привлечь серьезный ресурс. Кто стоит за этим? И почему на хулиганские выходки так вяло реагировали сотрудники службы безопасности? Что если бы на вип-трибуну полетели не яйца, а камни или того хуже "коктейли Молотова"? Напомню, в тот день на той трибуне стояли еще четыре президента из соседних государств, и одно брошенное яйцо как раз угодило прямо в висок высокому гостю из Германии Йоахиму Гауку.
К чести местного политического истеблишмента надо сказать, что на следующий день многие известные деятели публично осудили этот инцидент, назвав его позорным для цивилизованной европейской страны. Однако сделали это с оговорками. Так премьер Богуслав Соботка, назвав выходку "актом агрессии", заметил, что "с другой стороны, президенту не стоило использовать нецензурные слова и ставить под сомнение значение студенческой демонстрации 1989 года".
Сам президент с явным огорчением сказал, что демонстрация была "позором Чешской Республики" и пообещал принять ее организаторов в своей резиденции, чтобы выслушать их аргументы.
Если не считать пары-другой локальных скандалов, которые затрагивали политическую верхушку, то Чехия двадцать пять лет своей новейшей истории прожила достаточно спокойно. Она благополучно прошла через финансово-экономический кризис 2009 года. Ее валюта стабильна, уровень безработицы невысок, жесткое миграционное законодательство ставит надежный заслон для проникновения в страну нежелательных лиц. Разумеется, проблемы есть, но чехи со времен революции не выражали свой протест таким вот агрессивным образом.
Что это было - единичный выплеск эмоций или начало новой политической эры? Мы хорошо помним, чем иной раз заканчивается, вроде бы, безобидное бросание предметов в законно избранных президентов.
Не ладит с журналистами, хотя и не избегает общения с прессой, причем на самые острые темы. Эта неприязнь, как говорят, уходит корнями в личное. Много лет назад его сын от первого брака оказался в пограничной ситуации из-за неразделенной любви. Проще говоря, едва не покончил счеты с жизнью. И вот репортеры, пронюхав об этом, явились к его маме, живущей в глухой провинции. С порога стали спрашивать: "Госпожа Земанова, как вы относитесь к тому, что ваш внук едва не погиб"? Кстати, сейчас его сын - один из виднейших экспертов в медицине, признанный всеми врач. Дочь от второго брака помогала отцу в ходе выборной кампании.
В мае прошлого года пресса застукала президента на открытии выставки коронационных драгоценностей в слегка помятом виде. Когда я напомнил об этом в разговоре с П. Гайеком, то он ответил так: "По части сытной еды и крепких напитков он настоящий чех. Конечно, если бы он держал такие слабости под контролем, то это явно пошло бы на пользу его здоровью. Но определенно могу заверить, что Земан не алкоголик".
Другой мой собеседник вспомнил, как будучи премьер-министром, он находился с официальным визитом в России и в ходе прощального ужина в Санкт-Петербурге попросил пианиста сыграть его любимую мелодию. Тот сделал вид, что не понял. И тогда премьер сам сел за рояль. "Возможно, это было не по протоколу, - заметил мой собеседник. - Но такие эпизоды всегда нравятся людям".
Мирослав Шлоуф, который в те годы был главой аппарата правительства, утверждает, что у него феноменальная память. Земану достаточно просто пробежать глазами документ, чтобы затем подробно цитировать его, включая самые затейливые технические термины.
- Я сначала не знал, что он так хорошо владеет русским. Помог случай. В конце 90-х к нам приезжал Горбачев, и Милош тогда отказался от переводчика. На русском и английском он даже анекдоты может рассказывать. И по-немецки сносно объясняется.
Президент Чехии Милош Земан посоветовал своим критикам перечитать роман о бравом солдате Швейке Ярослава Гашека. Это заявление последовало после того, как Совет по теле- и радиовещанию (СТР) вынес предупреждение Чешскому радио, в интервью которому Земан произнес несколько нецензурных выражений. Причем Милош Земан упростил задачу тем, кто поднял шумиху вокруг его высказываний, посоветовав ограничиться предисловием к книге, в котором среди прочего говорится об адекватности использования вульгаризмов в тексте (кстати, в советском переводе предисловия подобных отсылов не содержится. - Прим. "РГ").
Напомним, что Земан крепким словом прошелся по текстам скандальной панк-группы Pussy Riot, участницы которой, по мнению президента, в своей деятельности не имеют никакого отношения к настоящему правозащитному движению. Кроме Чешского радио СТР также вынес предупреждения двум телеканалам, которые процитировали выражения Земана. Вместе с тем председатель СТР Иван Крейчи сообщил чешским СМИ, что предупреждения в этот раз не будут сопровождаться штрафом. "Мы не осуждаем президента, а лишь оцениваем содержание теле- и радиопередач", - заверил Крейчи.
Подготовил Алексей Чуриков
Милош Земан родился в 1944 году в чешском городе Колин. Имеет высшее экономическое образование. В 1968 г. вступил в компартию, однако спустя два года был исключен за несогласие с вводом войск Варшавского договора. Принял активное участие в "бархатной революции", после чего начал активно участвовать в политике. С 1996 г. - лидер социал-демократической партии. В 1998 г. становится премьер-министром. Затем, проиграв в 2003 г. президентские выборы В. Клаусу, надолго отходит от политики. 8 марта 2013 г. стал третьим президентом Чешской Республики.